Previous Entry Share Next Entry
Ричард Ф.Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
Солнечно
dzeso
Приходится сейчас читать несколько книжек одновременно, но это - любимая:


Традиционно, как коньяк, читаю по чуть-чуть. И верно в том числе от этого мизантропия мучит, вот отложишь книжку глянешь ЖЖ и, блин, такой контраст. Ну а про остальные сми и говорить не хочется. Как-то грустно все это, вот и не пишется. Фейман же - красава. Словно в кишиневскую юность вернулся, к тамошнему, боевому, еврейству. Ну и в целом книгу хочется растащить на цитаты. Вот прям, вся она полна прекрасного. В общем пацаны - стронгли рекомендуют для почитать. Ну а я, скверным настроением страдая, подниму грустную тему образования. Вообще-то Фейман писал о Бразилии, но как же это близко к нам. Я помню, как с восхищением нам говорил препод по дискретной математике: Даже двойки вам ставить приятно, вы же понимаете за что! Или как мне по ТЭФу препод пытался поставить пять, застукав за тем, как я отличнице на на экзамене пальцах показываю различные модели ядерного взаимодействия. И с каким восторгом он слушал,хихикая, мой ответ на билет, попросив объяснить все на пальцах... А тут вот недавно читал стон, а том что экономист с высшим образованием получает меньше водителя... Таки я знаю почему, а у кого есть голова и желание заниматься наукой, они и в медицине умудряются зарабатывать достойно. Жалко лишь что государство, вместо того, чтоб помогать, занимается насаждением Бразильской системы. И так цитата. Фейману нравилась Бразилия и он читал там пару лет курсы лекций, а по итогу его попросили сделать доклад, на местной конференции Фурсенок. Получилось примерно так:

И вот  я пришел,  захватив  элементарный  учебник  физики, по  которому учились на первом курсе колледжа. Эта книга считалась особенно  хорошей, так
как  в  ней использовались разные шрифты.  Самые важные для запоминания вещи печатались жирным черным шрифтом, менее важные - побледнее и т.д.
     Кто-то сразу же спросил: "Вы  не собираетесь ругать этот учебник? Здесь находится автор, и все считают, что это хороший учебник".
     - Вы обещали, что я могу говорить все, что хочу.
     Зал был полон.  Я  начал  с определения  науки.  Наука -  это понимание законов природы. Потом я спросил: "Зачем развивать науку? Конечно,  ни  одна
страна не может считаться цивилизованной, если она не... и т.д., и т.п." Все сидели и кивали, потому  что, я знал,  так  именно они  и  думали.  Тогда  я
сказал:  "Это,  конечно,  абсурдно. Почему  мы  должны  стремиться подражать другой стране?  Для  занятия наукой должна  быть  другая,  веская, разумная, причина;  нельзя  развивать  науку просто потому,  что так делают  в  других странах". Потом  я отметил  практическую пользу  научных исследований, вклад науки  в  улучшение условий  жизни  человека,  и  все такое  - я  их немного подразнил.
     Потом я сказал: "Основная цель моего доклада - показать, что в Бразилии нет научной подготовки".
     Смотрю: они заволновались: "Как? Нет науки? Чушь какая-то! У нас учится
столько студентов!"
     Тут я рассказал им, что, приехав в Бразилию, я был поражен, как много в книжных магазинах младших школьников, покупающих книги по физике. В Бразилии очень  много детей занимаются физикой,  причем начинают гораздо  раньше, чем дети в  Соединенных Штатах. Поэтому удивительно, что  мы не видим в Бразилии большого числа физиков. Отчего? Столько детей трудится изо всех  сил, но все впустую.
     И я привел  такую  аналогию: ученый занимается греческим языком и любит его.  В его стране  не  много  детей,  изучающих  греческий язык. Но вот  он
приезжает в другую страну и с радостью видит, что  все учат  греческий, даже самые маленькие дети в начальных школах. Он приходит на выпускной  экзамен и спрашивает студента, будущего специалиста по греческому языку:
     - Как  Сократ понимал взаимоотношение Истины и  Красоты? -  Студент  не может  ответить.  Тогда  ученый  спрашивает: "Что Сократ  сказал  Платону  в
Третьей  беседе?" Студент  сияет  и начинает:  "Тр-р-р..." - и на прекрасном греческом языке повторяет слово в слово все, что сказал Сократ.
     Но в Третьей беседе Сократ как раз и говорил о взаимоотношении Истины и Красоты.
     Наш  ученый  обнаружил,  что  в этой  стране греческий язык  учат  так: сначала учатся произносить звуки, потом слова,  а потом предложения  и целые
абзацы.  Студенты  могли повторять  наизусть, слово  за  словом, что  сказал Сократ, не отдавая себе отчета в том, что все эти слова действительно что-то
значат. Для  них  все это только звуки.  Никто никогда не  переводил  их  на понятный студентам язык.
     Я сказал:  "Вот как  я представляю себе обучение детей "науке" здесь, в Бразилии". (Сильный удар, правда?)
     Потом я поднял учебник, которым они пользовались: "В этой книге в одном единственном месте упоминаются экспериментальные  результаты. Я имею в  виду описание  опыта с шариком, катящимся по наклонной плоскости. Сообщается, как далеко он  укатится через одну секунду, две секунды,  три секунды и т.д. Эти числа  содержат  "ошибки",  т.е.  на  первый  взгляд,  кажется,  что  видишь экспериментальные данные. Все  числа  немного  ниже  или выше  теоретических оценок.  В книге даже  говорится о необходимости учитывать экспериментальные ошибки  - очень хорошо. Беда в том, что если  вы станете  вычислять величину ускорения свободного падения  при помощи этих чисел,  то получите правильный ответ.  Но  если шарик  действительно катится  по  наклонной  плоскости,  он непременно крутится, и, если вы на самом  деле ставите  такой опыт, это дает пять седьмых  правильного  ответа,  так  как  часть  энергии  расходуется на вращение шарика. Так что эти единственные в книге "экспериментальные данные" - фальсификация. Никто не запускал шарик, иначе невозможно  было бы получить такие результаты.
     - Я обнаружил кое-что еще, - продолжал я. -  Наугад  листая страницы  и останавливаясь в  любом произвольно выбранном месте,  я  могу  показать вам, почему это не наука,  а заучивание во всех случаях, без исключения. Я рискну прямо   сейчас,  в  этой  аудитории  перелистать  страницы,  остановиться  в произвольном месте, прочитать и показать вам.
     Так я и сделал. Тррррр-ап - мой палец остановился на какой-то странице, и я  начал читать:  "Триболюминесценция. Триболюминесценция - это  излучение света раздробленными кристаллами... ".
     Я  сказал: "Вот, пожалуйста. Есть здесь  наука? Нет! Здесь есть  только толкование одного слова при  помощи других слов. Здесь ни слова не сказано о
природе:  какие кристаллы  испускают свет,  если  их  раздробить? Почему они испускают свет? Вы можете представить, чтобы хоть один студент пошел домой и попро6овав это  проверить? Они  не  могут. Но  если  бы  вместо  этого  вы написали:  "Если взять  кусок сахара и в  темноте  расколоть его щипцами, вы увидите голубоватую вспышку. То же самое происходит и с  некоторыми  другими кристаллами.    Никто   не    знает,   почему.    Это   явление   называется триболюминесценцией.  Тогда кто-нибудь проделал бы это  дома,  и это было бы изучением  природы". Я использовал  для  доказательства этот  пример, но мог взять и любой другой, - вся книга была такая.
     Наконец,  я сказал, что не понимаю,  как можно получить образование при такой саморазвивающейся  системе,  когда одни сдают экзамены  и  учат других сдавать экзамены, но никто ничего не знает. Однако я, должно быть, ошибаюсь. В моей группе было  два студента, которые учились  очень хорошо.  И  я  знаю одного физика, получившего образование исключительно  в  Бразилии.  Так что, хотя система и очень плоха, некоторые все же ухитряются пробиться.
     После  доклада  глава  департамента  научного  образования  поднялся  и сказал: "То, что сообщил нам мистер Фейнман, тяжело слышать. Но я думаю, что он  действительно  любит  науку  и  искренне  озабочен.  Поэтому  мы  должны прислушаться к его мнению. Я пришел сюда, зная, что наша система образования поражена каким-то недугом. Здесь я узнал, что  у нас рак", - и он сел. После такого выступления и другие стали  свободно высказываться. Поднялось большое волнение. Все вставали и вносили  предложения. Студенты организовали комитет по  предварительному размножению  лекций  и  еще другие комитеты  для разных целей.
     А потом случилось нечто совершенно неожиданное. Один из упомянутых мною двух  студентов встал и сказал: "Я учился не в  Бразилии, а в Германии.  А в Бразилию я приехал только в этом году".
     Второй  студент  сказал  что-то  подобное. А  названный мной  профессор сказал: "Я учился здесь, в Бразилии, во время войны. Тогда все профессора, к
счастью, покинули  университет, и я учился  самостоятельно,  по  книгам. Так что, на самом деле, я учился не по бразильской системе".
     Этого я не ожидал. Я знал, что система никуда не годится, но что на все 100 процентов - это было ужасно!
Вот как-то так. А цитировать хочется практически всю книжку. Бо вот, к примеру, что Фейман написал в заключение главы о высшем образовании в Бразилии, про самую демократическую страну, которая, конечно ни во что не вмешивается, ну разве что, разве чужого блага ради:
Я  ездил в  Бразилию в  рамках программы, финансируемой  правительством Соединенных Штатов.  Поэтому в Госдепартаменте меня попросили написать отчет о  моей работе в Бразилии.  Я составил отчет из основных  положений  недавно произнесенной речи.  Позже до меня дошли слухи, что некто  в Госдепартаменте отреагировал  так: "Вот  видите,  как  опасно  посылать  в  Бразилию  такого наивного человека.  Глупец,  он может  вызвать только  неприятности.  Он  не понимает   всех   сложностей".  Как  раз  наоборот.   Мне  кажутся  наивными рассуждения этого деятеля из Госдепартамента, потому что он представлял себе университет только по бумажкам и описаниям. Вот так
Вот и не верь потом конспирологам :). А Фейман, да, довольно наивный, ну чисто Паганель:)

  • 1
И, действительно, бразильская система. В школе только пара очень увлечённых преподов таскали нас показывать жизнь. В ботанический сад, на плотину, где всё можно реально если не пощупать, то увидеть своими глазами. А такая занимательнейшая штука как астрономия была исключительно по книжкам.

А родители рассказывали, что у них были регулярные ночные занятия, где они смотрели в телескоп, сами составляли карты звёздного неба. Или ездили в пустыню искать курганы с захоронениями басмачей :)
Поэтому они с лёгкостью рассказывают про созвездия, задрав голову, хоть и столько лет прошло. А что помню я? Как найти Полярную звезду. Но это не астрономия, а вовсе даже НВП.

Ну да и тебе еще повезло. Я в школе таких преподов и не помню

Блин, вот все даю себе зарок почитать Фейнмана и никак не возьмусь..
Честно говоря, прямо страх какой-то.
Как будто он мне в душу залезет и вывернет всю мою тупость наружу.
:)

Нет, очень добрая книжка. Веселая, легкая и интересная

А дуракам и лев не страшен ))
Пошла искать в нете полную версию. Чувствую, я и о себе много нового узнаю..

http://www.lib.ru/ANEKDOTY/FEINMAN/feinman.txt (интересно почему в разделе - Анекдоты :) )

Приятное открытие: а Вы из Кишинева?

Уже - и я нет. Просто вы кишиневскую юность упомянули. Мой родной город. Уехал оттуда в 23, так что свою юность тоже в основном могу назвать кишиневской.

Про двойки - хорошо преподаватель по дискретной математике говорил. Сразу представляешь настоящего препода вуза.

в течение 5 лет каждый год накануне сессий зубрила условия инкотермс. и системно и хоатично и по-всякому еще. и каждый раз как в 1ый.
зато как на практике столкнулась, все аббревиатурки быстро и четко в памяти отложились.
принцип слепого зазубривания мне только при изучение ин. языка помог.

вот)

А я так даже и не знал такого слова :)

очевидно, если не связан с внешторгом)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account