Previous Entry Share Next Entry
eTango #44. И еще раз о преподавании, мыслеобразах и трендах. На примерах
Солнечно
dzeso
В продолжение eTango #43. Понятности для, три примера преподавания и мыслеобразности, из личного опыта.
1. Вариант первый, условно Шаолинь. Педагог выходит в центр класса и начинает что-то делать. Все за ним повторяют. Повторяют как могут, как видят, как получается. Иногда педагог отвлекается на ученика, чтоб отметить правильно или нет ты что-то делаешь. Иногда даже показывает ученику как правильно, и как делает он. В чистом виде встречал всего пару раз, и как правило это в традициях олдскула (либо от свидетелей золотого века, либо от их клонов консервативных последователей учеников). По сути это интерактивный ютуб: смотришь, повторяешь, сравниваешь с оригиналом. Как работает в целом можно посмотреть в мультфильме Кунгфу панда:
2. Вариант второй, условно инструкция по сборке. Педагог выходит в центр и произносит примерно такой диалог:

"Здравствуйте дети, сегодня мы разучим очень полезную и часто используемую комбинацию движений. Становимся в исходное положение, затем согнув правую руку в локте, поднимаем кисть на уровень лица, ладонью от себя. После этого, сохранив неподвижным локтевой сустав, в плоскости плечей отклоняем ладонь влево на 20-25 градусов и возвращаемся в исходное положение. Пробуем все вместе. Хорошо, теперь тоже самое, но отклоняем вправо. Прекрасно. Теперь объединяем лево и право в одно движение. Замечательно. Собираем комбинацию воедино: поднимаем руку, три раза повторяем вправо-влево, опускаем руку. Чудесно. Мы разучили комбинацию: «Помаши рукой на прощание», на следующем уроке мы попробуем сделать подобное другой рукой, и рассмотрим возможные вариации."

Чудесный метод. Дает быстрый и гарантированный результат. Правда, ненадолго и слабо применим на практике. Если кто читал предыдущий пост, так понимает, что это вчистую первый тип обучения. И увы, по моим наблюдениям, сие мейнстрим для мск и посещаемых мной фестивалей. Опять же, как мне кажется, именно в этом кроется корень плачей относительно качества танцующих, особенно партнеров, а вовсе не какие-то там самомнения, нежелание учиться или экономия средств. Чтоб научиться танцевать в таком раскладе и правда нужны либо незаурядные способности, либо несгибаемое упорство. С другой стороны, для решения конкретной технической проблемы, ну или приобретения желаемого нового навыка - метод прекрасно работает. Проблема, думаю, не в методе, как в таковом, а - в уместности применения оного.

3. Ну и третий вариант, Хуановский, сторонником которого являюсь. Для наглядности на примере комбинации «Помаши рукой на прощание», причем ситуация практически автобиографичная. Хуан перед началом обучения попросил потанцевать, а потом спрашивает: «Чувак, а чо ты ваще делаешь-то?». Ну и я ему честно описываю как поднимаю руку, как отклоняю ладонь в плоскости плеч и тд. На что Хуан фейспалмится и говорит: «А ты не пробовал просто попрощаться? Ты же умеешь прощаться? Ведь это последовательность действий, для того, чтоб выразить в жестах свое прощание. Есть миллион способов оное выразить. Не надо двигать ладонью в плоскости плеч, просто прощайся как можешь, как чувствуешь»...
Вот как-то так. И когда меня упрекают, что не хожу к звездам, повышать, типа, свой уровень, таки да, для изучения движения ладони в плоскости плеч - не хожу. А вот когда - «прощаться», хожу с удовольствием. Жалко, что не часто есть куда, да и когда есть куда, то как об оном узнать? Организаторы предпочитают упрекать за низкую посещаемость, но не информировать о том, что ждет посетителя семинара


  • 1
А, ну все понятно:) Мы просто имели в виду разное под словом Шаолинь:)
Я подразумевал примерно процесс, как Черная Мамба училась доску рукой пробивать (Kill Bill): сначала нифига не выходит, а после миллиона повторов начинает что-то получаться)

Не могу сказать, что разделаю вашу точку зрения :) Ну а второе - продолжаю считать, что комментарии, они больше для обсуждения текста поста, чем для высказывания читателями своих мыслей по каким угодно поводам.
Я так вот думаю

Совершенно с Вами согласен. Именно для обсуждения текста поста. Поскольку данный пост уточняет определение термина Шаолинь, употребленного в предыдущем посте, я считаю нужным обратить Ваше внимание на то, что некоторые читатели, еще не прочитав уточнение определения данного понятия, могли в процессе обсуждения предыдущего поста иметь некоторое свое представление о процессе, названным данным термином.
Прошу меня простить за вольности, допущенные в процессе написания комментариев. Я всего лишь хотел покрасоваться перед Леной Куликовой, какой я умный. Обещаю впредь подобного не допускать.

А не пробовали просто спрашивать у автора непонятное? И это пост не уточняет терминов, и даже их не вводит

из-за разногласий в терминах обычно большинство споров :)
для меня "Шаолинь" - это вообще полное погружение в среду, когда не занятия по часу два раза в неделю, а годы труда и соответствующая культура в повседневности. И я верю, что научиться чему-то по-настоящему можно только так. Примеры с иностранными языками самые впечатляющие.

чорд, я опять "не по теме" и меня в этом упрекнут.
тогда добавлю, что "погружение", как правило, дает отличные "полевые" навыки, но не совершенные (коих мне как перфекцеонисту, желанно достичь или хотя бы стремиться к оным).
В тех же языках - человек, брошенный, например, в Аргентину без знаний испанского, начинает говорить на нем спустя полгода довольно бегло, но пишет безграмотно. Или я с френчем - поболтать/обсудить что-то - не вопрос, а вот прочесть уже все, затык. Может, на мало погружалась, правда.
С танцами та же история: при более-менее растанцованном теле и наличии прочих телесных практик, можно просто ходить на практики/милонги и танцевать (что многие и делают, причем весьма успешно). А потом можно увидеть себя со стороны, например, и понять, что нужно СРОЧНО на женские техники.
Получается, что погружение учит применять, а оттачивать нужно все равно потом.

Звучит как полемика, но не понятно с кем или чем :) "Что бы выучить иностранный язык, надо на оном говорить. Чтобы научиться танго - надо оное как можно больше и чаще танцевать" - ничего не напоминает? А это: "С другой стороны, для решения конкретной технической проблемы, ну или приобретения желаемого нового навыка - метод (декомпозиции и инструкции по сборке) прекрасно работает. Проблема, думаю, не в методе, как в таковом, а - в уместности применения оного"? :)

из личного опыта
- многие не догоняют (и я из их числа), когда просят "просто попрощаться". Нет я не прощаюсь и не прощался никогда таким образом, мне эта моторика не известна.
- выставление углов и уровней чуть более эффективно, но без объяснения физики и моторики движения, быстро стирается.

поэтому что было не "слабо применим на практике" - надо всего лишь больше самой практики.
отсутствием коей для своих учеников грешат большинство танцевальных преподавателей.

почему то людям кажется что если объяснить как - то человек сразу должен начать танцевать так.
одна проблема - тело то танцует мышцами, а не головой.
голова может знать и про прощаться и про угол с уровнем. тело - пока не опробует должное количество раз - нет.


Ну так речь и идет, о том, что при желании можно подобрать образ, который уже известен телу и оно в состоянии построить аналогию. И тогда этот путь может оказаться легче, проще и быстрее.
Но может и не оказаться. Я пишу по своему опыту, у меня именно он стал прорывом

Это выглядит абсолютно как "я всю жизнь ходил на группы, а потом внезапно попал на индивидуальное занятие к преподу" - и это так и есть. При групповом обучении это нереализуемо.

Почему ты считаешь, что это так выглядит? И групповое обучение у меня именно так и проходит, по третьему варианту :). Я что-то делаю не так?

Юр, третий метод хорош. Но не для тех, кто приходит с нуля. Он хорош для тех, у кого уже есть достаточная техника и понимание того, что и как у них происходит в туловище. Третий метод для тех, кто только-только пришел учиться - это путь в черную социальщину.

Кать, а о социальных танцах и речь. За балет я ничего не говорю, и за бальные тоже... И вообще за любое, где важно шоу. Я именно про социальное, про себя :)

Юр, не надо крайностей. Хастл - он, знаешь ли, тоже социальный танец. Но можно сначала научиться владеть своим телом (а если человек уже взрослый, и никогда раньше не танцевал, он этого не умеет), а можно сказать "да чему тут учиться, я ТАНЦЕВАТЬ пришел" - и идти выдирать партнершам руки, наступать на ноги и проч., проч., проч.

Хм, а я призываю выдирать партнершам руки? Где? :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account