Previous Entry Share Next Entry
eTango #44. И еще раз о преподавании, мыслеобразах и трендах. На примерах
Солнечно
dzeso
В продолжение eTango #43. Понятности для, три примера преподавания и мыслеобразности, из личного опыта.
1. Вариант первый, условно Шаолинь. Педагог выходит в центр класса и начинает что-то делать. Все за ним повторяют. Повторяют как могут, как видят, как получается. Иногда педагог отвлекается на ученика, чтоб отметить правильно или нет ты что-то делаешь. Иногда даже показывает ученику как правильно, и как делает он. В чистом виде встречал всего пару раз, и как правило это в традициях олдскула (либо от свидетелей золотого века, либо от их клонов консервативных последователей учеников). По сути это интерактивный ютуб: смотришь, повторяешь, сравниваешь с оригиналом. Как работает в целом можно посмотреть в мультфильме Кунгфу панда:
2. Вариант второй, условно инструкция по сборке. Педагог выходит в центр и произносит примерно такой диалог:

"Здравствуйте дети, сегодня мы разучим очень полезную и часто используемую комбинацию движений. Становимся в исходное положение, затем согнув правую руку в локте, поднимаем кисть на уровень лица, ладонью от себя. После этого, сохранив неподвижным локтевой сустав, в плоскости плечей отклоняем ладонь влево на 20-25 градусов и возвращаемся в исходное положение. Пробуем все вместе. Хорошо, теперь тоже самое, но отклоняем вправо. Прекрасно. Теперь объединяем лево и право в одно движение. Замечательно. Собираем комбинацию воедино: поднимаем руку, три раза повторяем вправо-влево, опускаем руку. Чудесно. Мы разучили комбинацию: «Помаши рукой на прощание», на следующем уроке мы попробуем сделать подобное другой рукой, и рассмотрим возможные вариации."

Чудесный метод. Дает быстрый и гарантированный результат. Правда, ненадолго и слабо применим на практике. Если кто читал предыдущий пост, так понимает, что это вчистую первый тип обучения. И увы, по моим наблюдениям, сие мейнстрим для мск и посещаемых мной фестивалей. Опять же, как мне кажется, именно в этом кроется корень плачей относительно качества танцующих, особенно партнеров, а вовсе не какие-то там самомнения, нежелание учиться или экономия средств. Чтоб научиться танцевать в таком раскладе и правда нужны либо незаурядные способности, либо несгибаемое упорство. С другой стороны, для решения конкретной технической проблемы, ну или приобретения желаемого нового навыка - метод прекрасно работает. Проблема, думаю, не в методе, как в таковом, а - в уместности применения оного.

3. Ну и третий вариант, Хуановский, сторонником которого являюсь. Для наглядности на примере комбинации «Помаши рукой на прощание», причем ситуация практически автобиографичная. Хуан перед началом обучения попросил потанцевать, а потом спрашивает: «Чувак, а чо ты ваще делаешь-то?». Ну и я ему честно описываю как поднимаю руку, как отклоняю ладонь в плоскости плеч и тд. На что Хуан фейспалмится и говорит: «А ты не пробовал просто попрощаться? Ты же умеешь прощаться? Ведь это последовательность действий, для того, чтоб выразить в жестах свое прощание. Есть миллион способов оное выразить. Не надо двигать ладонью в плоскости плеч, просто прощайся как можешь, как чувствуешь»...
Вот как-то так. И когда меня упрекают, что не хожу к звездам, повышать, типа, свой уровень, таки да, для изучения движения ладони в плоскости плеч - не хожу. А вот когда - «прощаться», хожу с удовольствием. Жалко, что не часто есть куда, да и когда есть куда, то как об оном узнать? Организаторы предпочитают упрекать за низкую посещаемость, но не информировать о том, что ждет посетителя семинара


promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1
А, ну все понятно:) Мы просто имели в виду разное под словом Шаолинь:)
Я подразумевал примерно процесс, как Черная Мамба училась доску рукой пробивать (Kill Bill): сначала нифига не выходит, а после миллиона повторов начинает что-то получаться)

Не могу сказать, что разделаю вашу точку зрения :) Ну а второе - продолжаю считать, что комментарии, они больше для обсуждения текста поста, чем для высказывания читателями своих мыслей по каким угодно поводам.
Я так вот думаю

Совершенно с Вами согласен. Именно для обсуждения текста поста. Поскольку данный пост уточняет определение термина Шаолинь, употребленного в предыдущем посте, я считаю нужным обратить Ваше внимание на то, что некоторые читатели, еще не прочитав уточнение определения данного понятия, могли в процессе обсуждения предыдущего поста иметь некоторое свое представление о процессе, названным данным термином.
Прошу меня простить за вольности, допущенные в процессе написания комментариев. Я всего лишь хотел покрасоваться перед Леной Куликовой, какой я умный. Обещаю впредь подобного не допускать.

А не пробовали просто спрашивать у автора непонятное? И это пост не уточняет терминов, и даже их не вводит

Юра, вопрос можно? Если то, что у тебя первый способ, все же встречается, это хорошо или плохо? Понятно, что ты за №3.
Но. Ведь так можно наповторяться и заучить ошибочно. В Японии так учат в традиционных школах Акйидо Есинкан, никто ничего не объясняет, занятие проходит в молчании (кроме "ос" и приветствия сенсея). ИМХО - это жесть. Но люди в восторге и говорят, что только так ты постигнешь смысл искусства.
У меня столько эмоций и вопросов, потому что тема крайне актуальна для начинающей меня, находящейся в поиске ответов как минимум.

Ну мы же разные все. И разного ищем. Разве я где-то какой-то метод упрекаю? В разных условиях у них разная эффективность. Танго тоже кое где учат в тишине, и бывает очень полезно (вот мне - точно было).
Это же не "евангелие", и даже не "апокрифы", это мои заметки по личному опыту. Попытки объяснить себе как и что происходило. От того меня и удивляют немного некоторые комментарии :)

что не евангелие и не говорю, спрашиваю как раз про личный опыт, так как у меня подобного не было, а твоим комментариям у меня нет основания не доверять.

Понимаешь, для первого способа надо быть уже в теме. И когда так, то слова как раз могут сбивать с толку (как шаолинь сбило). И не забывать культурный аспект: то что носителю естественно и понятно, то нам - сложно понять. Ну типа проблемности объяснения фразы: "Да нет, не знаю" иностранцу :)

из-за разногласий в терминах обычно большинство споров :)
для меня "Шаолинь" - это вообще полное погружение в среду, когда не занятия по часу два раза в неделю, а годы труда и соответствующая культура в повседневности. И я верю, что научиться чему-то по-настоящему можно только так. Примеры с иностранными языками самые впечатляющие.

чорд, я опять "не по теме" и меня в этом упрекнут.
тогда добавлю, что "погружение", как правило, дает отличные "полевые" навыки, но не совершенные (коих мне как перфекцеонисту, желанно достичь или хотя бы стремиться к оным).
В тех же языках - человек, брошенный, например, в Аргентину без знаний испанского, начинает говорить на нем спустя полгода довольно бегло, но пишет безграмотно. Или я с френчем - поболтать/обсудить что-то - не вопрос, а вот прочесть уже все, затык. Может, на мало погружалась, правда.
С танцами та же история: при более-менее растанцованном теле и наличии прочих телесных практик, можно просто ходить на практики/милонги и танцевать (что многие и делают, причем весьма успешно). А потом можно увидеть себя со стороны, например, и понять, что нужно СРОЧНО на женские техники.
Получается, что погружение учит применять, а оттачивать нужно все равно потом.

Звучит как полемика, но не понятно с кем или чем :) "Что бы выучить иностранный язык, надо на оном говорить. Чтобы научиться танго - надо оное как можно больше и чаще танцевать" - ничего не напоминает? А это: "С другой стороны, для решения конкретной технической проблемы, ну или приобретения желаемого нового навыка - метод (декомпозиции и инструкции по сборке) прекрасно работает. Проблема, думаю, не в методе, как в таковом, а - в уместности применения оного"? :)

уместности, из которой вытекает или не вытекает эффективность.

из личного опыта
- многие не догоняют (и я из их числа), когда просят "просто попрощаться". Нет я не прощаюсь и не прощался никогда таким образом, мне эта моторика не известна.
- выставление углов и уровней чуть более эффективно, но без объяснения физики и моторики движения, быстро стирается.

поэтому что было не "слабо применим на практике" - надо всего лишь больше самой практики.
отсутствием коей для своих учеников грешат большинство танцевальных преподавателей.

почему то людям кажется что если объяснить как - то человек сразу должен начать танцевать так.
одна проблема - тело то танцует мышцами, а не головой.
голова может знать и про прощаться и про угол с уровнем. тело - пока не опробует должное количество раз - нет.


Ну так речь и идет, о том, что при желании можно подобрать образ, который уже известен телу и оно в состоянии построить аналогию. И тогда этот путь может оказаться легче, проще и быстрее.
Но может и не оказаться. Я пишу по своему опыту, у меня именно он стал прорывом

Это выглядит абсолютно как "я всю жизнь ходил на группы, а потом внезапно попал на индивидуальное занятие к преподу" - и это так и есть. При групповом обучении это нереализуемо.

Почему ты считаешь, что это так выглядит? И групповое обучение у меня именно так и проходит, по третьему варианту :). Я что-то делаю не так?

Если у тебя в группе 3 пары и ты успеваешь постоянно видеть всех и уделять им внимание - возможно. Если этих пар 15, как ты это делаешь? "Танцуйте, ребята, вы и так всё можете"? А ты тогда там зачем? :)

Юр, третий метод хорош. Но не для тех, кто приходит с нуля. Он хорош для тех, у кого уже есть достаточная техника и понимание того, что и как у них происходит в туловище. Третий метод для тех, кто только-только пришел учиться - это путь в черную социальщину.

Кать, а о социальных танцах и речь. За балет я ничего не говорю, и за бальные тоже... И вообще за любое, где важно шоу. Я именно про социальное, про себя :)

Юр, не надо крайностей. Хастл - он, знаешь ли, тоже социальный танец. Но можно сначала научиться владеть своим телом (а если человек уже взрослый, и никогда раньше не танцевал, он этого не умеет), а можно сказать "да чему тут учиться, я ТАНЦЕВАТЬ пришел" - и идти выдирать партнершам руки, наступать на ноги и проч., проч., проч.

Хм, а я призываю выдирать партнершам руки? Где? :)

А откуда человек знает, что так делать не надо? Как он может почувствовать, что он не прав? Ты же не объясняешь, ты отправляешь сразу танцевать :)

:) А с чего ты решила, что я так делаю?

Я сделала выводы РОВНО из того, что ты написал в посте. И пытаюсь тебе показать, что исходная информация приводит именно к таким выводам)

:) Ну ты как-то можешь свое утверждение аргументировать? Или тебе так кажется? Вот например, где я призываю не учиться?

Ты пишешь, что от объяснения того, как работает твоя рука, ты толка не получил. Но вот великий Хуан сказал тебе: "танцуй!", и тут хоп!, сразу всё понеслось. Мистика!

Мне кажется, ты обсуждаешь не мою позицию, а чью-то еще. :) Кать, а что тебя вообще так задело? Хуан, если тебе так будет проще, показал, что содержание порождает форму, тогда как форма далеко не всегда - содержание. Ты с этим не согласна? :)

Я еще в первом комментарии написала, что с этим я согласна. Ты не читаешь, что я пишу, ты споришь со мной просто потому, что это пишу я. :)
НО. Этому можно учить, начиная с определенного уровня понимания человеком своего тела, основ танца и себя в нем.

Конечно же спорю с тобой, потому что это ты :) Как же еще? :)
Но может это ты не читаешь? Вот с чего ты это взяла: "Но вот великий Хуан сказал тебе: "танцуй!", и тут хоп!, сразу всё понеслось. Мистика!". Где у меня это?
Кроме того, я описываю свой практический опыт. Ты была на моих уроках? Почему ты так уверено заявляешь, что "так" нельзя? Откуда ты знаешь?
И ты понимаешь, что это все - иллюстрация к предыдущему посту про обучение? :) Ты его тоже читала?

Да, и разве у меня было сказано: ""Здравствуйте дети, сегодня мы разберемся как работает ваша рука"? Что само по себе конечно вопрос спорный, и тем ни менее, мне кажется у меня сказано: "Здравствуйте дети, сегодня мы разучим очень полезную и часто используемую комбинацию движений". Ты честно не понимаешь разницы? :)

Это разные вещи, Юр. Есть специальные мастер-классы, куда ученики идут с целью разучить конкретную комбинацию движений, представляешь? :)

Кать, а на какой вопросы ты ответила? У меня их было два :)

А мне понравилось, и нет там никаких противоречий, и ничего Юра не говорит, что не надо учиться двигаться через сугубо объяснение движения. Действительно, начинать движение от какой-то идеи- великая сила, и работать может у человека с любым уровнем физической подготовки (может не у любого, или образы не близкие ему подобраны, или у него совсем плохо с воображением, но мне кажется, это редкие случаи).
И вокальных классах великих оперных педагогов тоже можно услышать много чего веселого, вроде "Сядь на ноту сверху", "прикрой ее крышечкой", "пой сейчас, как будто ты стонешь или плачешь", "на ноте выше ничего не меняется"- и ведь есть результат. Потому что если сказать, открой гортань, подними небо, опусти диафрагму- хрен что получится. Вообще, тело приспосабливается к нашим идеям и образам само.
Хотя смотреть, как танцуют другие, тоже очень полезно, на мой взгляд- тоже впитываешь некий образ, чувство, идею.

Кстати да, про видео и образ тоже стоит написать. Спасибо.

Кстати написал и про видео :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account