Previous Entry Share Next Entry
ДухLess, о жизни, творцах и немного про любовь
Солнечно
dzeso
Поколению 1970-1976 годов рождения,
такому многообещающему и такому
перспективному. Чей старт был столь
ярок и чья жизнь была столь бездарно
растрачена. Да упокоятся с миром наши
мечты о счастливом будущем, где все
должно было быть иначе... R.I.P.

Обратил внимание, что книги и интернет окончательно вытеснили из быта кино. И даже ни то, чтоб времени не хватает, а просто - не хочется. Скучно. Уж если что и смотрю, так выступления любимых тангерос с ютуба, да обучющие видео. Но тут все же собрался и посмотрел, бо, в свое время, книга произвела сильное впечатление.
Но вначале понимания для, пару слов о произведении. Ну конечно же это не литература, но и не - чтиво. Это исповедальный крик коллективного бессознательного моего поколения, о чем, кстати, автор и пишет в эпиграфе. Это зеркало, куда не очень хочется глядеться, но периодически - полезно. Ну а язык, сюжет, образы - все вторично и носит вспомогательную роль. При этом, детали, очень точны и выстраданы. Убрать кокс и клубы, и многое из описанного я проходил лично, в том или ином виде. Но главное же, конечно, - образ пустоты и наползающей тьмы, то как неумолимо и незаметно она тебя перемалывает, превращая в дегуманизированное чудовище.
Но вернемся к фильму. Меня изначально несколько насторожили восторженные отклики людей, что: во первых - другое "поколение", а во вторых - это не о них. И предчувствие не обмануло. Увы, человек снявший фильм, из другой среды, из элито, ему чужда проблематика духless. Сценарист? Ему ближе «Бумер», видимо. Да и вообще, мне кажется, оба не видят трагедии и серьезности затронутой проблематики. Для них это лишь красивая картинка, крутая жизнь, пусть и с отдельными сложностями, но все будет хорошо. Вот что они сами говорят:

«По словам авторов, они старались сделать не дословную экранизацию романа, а совершенно самостоятельное произведение, рассказать историю героя среднего возраста: его вечного бега по жизни, вечного поиска духовных ценностей. В фильме выстроена человеческая история персонажа, в которой есть трагизм, лирика, а главное — спасение. Именно этим он отличается от героя книги»

И что на выходе? Глянцевое, пошлое и вторичное мыло. Что-то там говорили про игру актеров? Ни кому не верю. Станиславский снял бы ружье со стены и перестрелял бы всех в первом же акте, чтоб не позорили профессию. В общем, из реквиема поколению, сделали комикс, смотреть который не больше смысла, чем читать GQ. Да книгу-то, читать-то стоит, только если хочется понять мое "поколение". Понять откуда эта тоска в глазах, противоречивость и попытка убежать от собственного отражения и от осознания, что идущие за нами иные, смертеутверждающие, уже полностью лишены рефлексий, любви и хоть какого-то гуманизма. Мы это видим, понимаем последствия, но:
Вот о чем книга, вот что грубо и «не литературно» показано
Как-то так.

Ps Ну а как иллюстрация, насколько творцы «глубоко» в теме - пояснение момента с кидаловом. Да, это круто, что парни смотрели Гая Ричи, читали Бегбедера и снимали клипы. По фильму сие чувствуется, пусть и несколько отдает "колхозом", но вообще-то нерв ситуации был в другом: «как бы друг», во первых не мог смириться, бытийности в равных долях, что уже о многом говорит. Во вторых, ради того, чтоб обойти друга в "доле", он пошел на преступление, и вложил украденные на работе деньги, в третьих, чтоб выкрутиться из ситуации, он готов был слить друга, вплоть до физического устранения:

«Я всегда подозревал, что в придачу к тщеславию Вадим обременен потрясающей жадностью к деньгам. В особенности к чужим. Ну, ограничился бы хоть полтинником, так нет. Он хотел поиметь большую, чем у меня, долю. Идиот… вот так просто взять и отжулить сто тысяч компанейских денег под свое участие в проекте. Воистину, на хитрую жопу есть член с винтом…
— Вадим, скажи, пожалуйста, а принципиально было тебе иметь большую, чем у меня, долю? Зачем тебе все эти выкрутасы с бюджетом вообще были нужны?
— Я не знаю, я не знаю… ну, ребята же эти были известные. Их все знают, возможность идеальная, я всегда мечтал иметь что-то в этом духе. Клуб или бар. Ну, я же не знал, что ТАК ОНО ПОВЕРНЕТСЯ! Потом, это же ты мне предложил, а? Ведь это ты все устроил. — Он мечет глазами молнии в мою сторону, и мне кажется, что я начинаю понимать, зачем он меня сюда вытащил.
— А отмандить корпоративный бюджет тоже я тебе предложил, Вадимчик? Может, и обоснование проекта я за тебя написал, или как это у вас называется?»
...
«Мне очень хочется ударить его по лицу наотмашь. Но я уверен, что он тут же побежит в милицию и скажет, что я избил его и отобрал сто тысяч долларов. Вместо этого я просто тушу в пепельнице сигарету и прошу счет.
— Постой, постой, — говорит он сдавленным голосом, — я, кажется, начинаю понимать. Я все понял. Ты, сука, специально все это подстроил. Вы меня заманили в этот блудняк, ты сделал вид, что тоже вкладываешь деньги. Я тебе поверил, я думал, мы друзья, я тебе поверил, понимаешь? А теперь я один в дерьме, а вы на конях. Нет, ты думаешь, все так просто закончится? О-о-о, ты даже не знаешь, куда ты попал. Это не табачный ларек, это мультинациональная компания. От тебя даже пыли не останется. Ты будешь иметь дело с моей службой безопасности. Понял, урод? Тебя отвезут в ментовку и будут пиздить по почкам, пока ты не вернешь все деньги компании. Тебя и твоих ублюдских дружков. Ты что, не врубаешься? Я не лох, меня нельзя так вот запросто кинуть, как шлюху с Ленинградки. Я тебе таких проблем нарисую!… — Его голос окончательно срывается и переходит на бабий визг.»


Через это надо пройти, чтоб понять, ну или быть режиссером, чтоб показать. Представляю, как бы круто такое снял Гай Ричи. Наши же «творцы» в этом увидели лишь возможность показать как окунают в унитаз транса, разного рода перверсии и представление креативного горожанина о "крутых". Это примерно соотносится с оригиналом, как Тимати с гангста рэпом.

PPS Ну а где же про любовь? Так любовь это - единственное, что может вернуть жизнь и дать хоть какой-то смысл. Но и эта, вроде бы классическая тема, недоступна творцам. А ведь главный проигрыш моего "поколения" - потеря способности любить. Идущее же следом, про оную и не знают ничего. Да и откуда? Они выросли на симулякрах, образами которых наполнено искусство подобных "креативных" творцов.

  • 1
А что на ваш взгляд изменилось в послекризисной? И какой кризис имеется ввиду (в смысле год)?

Интересно. Я вот не скажу, что это - портрет моего поколения. Для меня и книга, и фильм (пустой, да) - полная экзотика, инопланетяне какие-то, честное слово. И ощущения пустоты и наползающей тьмы у меня никогда не было. Да и по поводу молодых ты что-то уж совсем пессимист...

Насть, а ты для меня как кто? Мы разные страты общества, у нас разное коллективное бессознательное. В книге - мое, про твое интересно было бы почитать. Но сдается мне, по твоим же рассказам о авторстве и публикациях, что научный мир от корпоративного не далеко ушел. Может тебе просто не хочется смотреть в зеркало? :)
А на счет тьмы, ну ладно. Из Парижа, оно конечно виднее, только вот опять же вспоминаю твои рассказы и из библиотечной жизни, или о том, как ты стояла в соборе, а по улице шла процессия негров барабанщиков. Или не было такого? Или это было не о том? :)

Я написала про инопланетян, потому что я не понимаю, как можно так помешаться на деньгах и сделать из потребления смысл жизни. Я честно написала, что думаю.
При чем тут Париж? почему из него виднее? или теперь можно высказать свое мнение, только с российского IP?
Собор и барабанщики - это совсем о другом. И кстати, теперь я понимаю, что это лишь маленький пазл в большом и сложном мире чужой страны и чужой культуры, которую еще нужно научиться понимать. Впечатление было сильным, но теперь у меня их столько разных, что оно перестало быть определяющим или даже значимым. Приезжай, посмотри сам. А чтобы не было ощущения пустоты - мне помогает работать, и смотреть на красивое. Красота спасет мир.

У научного мира своя тьма и свои беды, если очень-очень сильно обобщать, ну очень сильно - то, наверное, можно что-то похожее с корпоративным миром найти - борьбу за власть и славу, например, значение связей. Но по сравнению с фильмом, это так, не борьба, а щекотка. Там ничего не нюхают и друзей не убивают из-за денег.
Мне самой бы хотелось посмотреть такой фильм, про мое. Но, может, еще не сняли? Не знаю. Если увидишь, скажи.

Понимаешь, а я писал про себя. То есть я для тебя инопланетянин? :)
Париж, при том, что там наползание еще сильнее. У нас все таки сильно традиционнее общество. Хотя на сколько я помню уже и у вас начинают выходить люди на улицу требуя права называть маму - мамой. Нет? :) Так что собор и барабанщики, это не другое, это один большой процесс
Просто ты пытаешься от него спрятаться в маленьком эльфийском лесочке, а крики орков они вроде как не о том, ну и вообще не крики а "лишь маленький пазл в большом и сложном мире чужой страны и чужой культуры, которую еще нужно научиться понимать". Ну а про мир науки, Насть, я типа из какой семьи? :) Я с детства наблюдаю ваш чудный добрый мир :) И кокс тут вовсе не ключевое. Фальсификация результатов ради грантов, например, чем отличается от фальсификации фин отчетности?

Если честно, слегка удивлен твоими ожиданиями от сего "шедевра". В России кино давно уже не искусство, несмотря на Соловьева или Говорухина. Это голая коммерция замешенная на представителях сексуальных меньшинств, наркоманах и прочей говнобратии, на них же и рассчитанная. Практически не смотрю ничего из русского кино.
Что же по сути, Минаев мне как-то не очень, если честно. Как по мне, так Пелевин, несмотря на все его грибы и порошок, как-то ближе к теме и ... проникновеннее что ли. Хотя, вполне вероятно, что это субъективное восприятие.

Ну мне ни тот ни другой не близки, хотя справедливости ради, Пелевин все же пусть постмодернистская, пусть не бесспорная, но - литература, как мне кажется. Тогда как Минаев - это какой-то уже иной медиа формат. Просто в Духless говорило скорее коллективное бессознательное, чем автор.
Что я ожидал от фильма? Наверно надеялся на что-то в духе Брата по исповедальности и отражению духа времени

== вечного бега по жизни, вечного поиска духовных ценностей ==

Так бегом по жизни духовные ценности не ищутся. :) Одно исключает другое. Хотя, может, это у меня такой экзотический жизненный опыт. :)


Ну это же видении творцов. У них вполне может и так оно, соответствующим результатом

Фильм-кал, мне жаль денег потраченных на билет.
Очень много психологизма было в книге, который к сожалению ни капельки не перенесли в это бездарное кино.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account