Previous Entry Share Next Entry
eTango #57. Об обучении, обучателях и культурном аспекте. Долго
Солнечно
dzeso

Одна из любимых тема старой гвардии - поворчать про наглую молодежь, об этих ужасных, недоученных выскочках, что яростно надругиваются над священным духом аргентинского танго. Но я уже где-то читал о подобном, то ли у Лермонтова, то ли у Тургенева... Да и вообще, есть ли хоть одна классическая литературная школа, где бы многожды конфликт поколений не был разобран под всеми возможными ракурсами?

Правда, а что толку? Кто эту литературу вообще читает? Ведь посчитали же в IBM пионеров PC наглой, ничего не понимающей молодежью. Потом уже, PC гуру наглецом и пустым выскочкой считали Гейтса, который сам такими считал адептов зарождающегося интеренета. Узнаваемая картина, нет? Но вот несколько с другого ракурса хочется взглянуть на происходящее. Бо как-то не вижу, столь любимых селебрити для бесконечных обсуждений, коллизии типа: старые-новые педагоги, переизбытка танго школ, войн милонг или там "неправильных" методик преподавания.
Нет, все это, в той или иной степени, есть, но то же - нормальная часть жизни. Мир он вообще не совершенен, и мне непонятно, что мешает сделать такую офигенскую милонгу, когда пойти к конкурентам и мысли не возникнет? Не получается, кто-то делает лучше? Ну так мож не публичные порки новичков в прямом эфире устраивать, а в зеркало посмотреть?
Но вернемся к культурному аспекту танго, собственно о котором и хотелось написать. Вот если все такие, блин, культурные, то почему происходящее в школах больше напоминают занятия по рукопашному бою или фитнесу. Где там культура? Да и как культура может развиваться в коммерческом формате? Точнее, ну не может она в таком формате развиваться. За последние пол века, эту тему исследовали переисследовали. Слово "счастье" не складывается из букв ж-о-п-а.
Для иллюстрации, ситуация из личного опыта присутствия на уроке, в наверно, одной из сильнейших московских школ. Мне говорят:

- Сделай так!
- Зачем?
- Потому что!
- ????
- Потому что женщина этого хочет...

Когда женщина «хочет» это серьезный аргумент, но я же нудный, я же опросил любимых партнерш на предмет: "хочут" ли они так? "Зачем?" дружно спросили удивленные партнерши. А что будет потом? Да-да, на милонгах ученики сделают как "надо", точнее как они это поймут, бо контекст-то заменяет авторитетное "потому что!". Да и говорит не абы кто, а зе селебрити оф зе селебрити. И в остатке? Новый повод попинать молодежь в прямом эфире?
И тем ни менее, при всем «богатстве» выбора, я все равно рекомендую вышеупомянутую школу одной и первых. Такое вот своеобразное разнообразие.
Но вернемся от частного к общему: если танго - культурное явление, то как любое культурное явление, оно просто обязано быть противоречивым, неполным, разнообразным и меняющимся. И тогда возникает вопрос, а что такое преподавание подобного в стиле повторяй за мной? Культура разве ни передается от поколения к поколению через быт и воспитание, постоянно меняясь и адаптируясь к реальности, при этом сохраняя ответы на основополагающие «зачем?». Что, на мой взгляд, только и есть смысл изучать, блюсти и стараться передать. Их, ну и опыт, как пример ошибок трудных успешной реализации ответов на «зачем?», А дальше: велком во взрослую жизнь и самостоятельные поиски ответов.
И это же не специфика танго, это системный процесс. Подобное происходит с любой культурой. Вот взять метаморфозы русской культуры после октябрьской революции: старая культура "ушла" и родилась - "новая". Затем, война выбила носителей "новой" и на ее пепелище проросла "новейшая", потом пришло дженерейшн пи, джи, некст. Но за всей этой чередой метаморфоз, дореволюционная культура локально продолжала сохраняться: и в иммиграции, и в семьях, и в традициях (научных, военных, инженерных). Правда с каждым поколением, все больше и больше, сужалось число носителей и окончательная смерть "дореволюционной" культуры уж близко (если не ужо). Ведь культуру определяют массы ее носителей, а когда последние окукливаются в себе, то не происходит передачи, а значит новое поколение вынуждено искать собственные базовые "зачем?", а затем и отвечать на оные, причем как уж получится, в меру, как говорится, наличествующих сил и способностей. И рождается культура штрих. "Старая" же культура - самостоятельно умирает вместе с последними ее носителями. Подобное, кстати, произошло, в Аргентине с танго после его запрета. То же самое, в миниатюре, происходит и у нас. Идут нормальные процессы развития, меняются "поколения", и чем клеймить, да осуждать, как было бы здорово, кабы ноющие, что "не с кем танцевать", что - "то не то, да се не это", завместо - занялись окультуриванием сначала себя, а потом и окружающих. То, как к примеру поступает Юра Алексеев, читая публичные лекции по истории танго, ну или как Виля когда-то рассказывала о танго музыке, как Слава Иванов выпускающий газету, как Настя Помогаева с Тимом Хариным, устраивающими бесплатные милонги и крези танго ивенты, как все прочие, кто пытается нести про "зачем?" в массы. И это вовсе не отрицает зарабатываемая денег, не отменяет технику и традиции. Просто важны акценты. Ведь когда сцена это кафедра, то получается МХАТ и система Станиславского, а когда она средство извлечения денег, то то, реалити шоу Дом-2.
"Культурологии" же, безусловно тоже нужны, и их бурчание - это нормально и полезно. Еще нужны церберы культуры, нигилисты и пр. Главное не забывать, что культура не может быть профессиональной, она по природе своей - народна. И ей не учат, в ней - воспитывают.
Вот как-то так мне думается.

PS Навеяно несколькими последними выпусками радио танго хунта. Не теми, что про культуру, а - когда селебрити начинает Сухаревские конвенции обсуждать в прямом эфире, да молодежь шпынять за то, чему собственно само и научило


  • 1
Я бы еще добавил про Макса Гончаренко с Анной Кушиной, которые проводят бесплатные семинары по навигации - вот уж точно "хочешь чтоб было хорошо - сделай это сам". С аргументацией не на уровне "потому что так принято", а "если ты тут пойдешь, а эта пара сделает болео - ты получишь каблуком, будет больно".

Да, конечно, я просто не знал

>тем не менее, при всем «богатстве» выбора, я все равно рекомендую вышеупомянутую школу одной и первых.

а что за школа-то?..

Ну наверно если бя я хотел ее называть, то я бы сразу и назвал, нет? :)

хорошо, поставим вопрос так: как получить вышеупомянутую рекомендацию в таком виде, чтобы ее можно было использовать?
рекомендую, но не назову - это непосильная для меня загадка
непублично назовете?
или может быть откроете имена людей, которые слышали рекомендацию вместе с названием?..

:) Использовали бы лучше идею относиться к танго, как к культуре в первую очередь. Глядишь непосильные загадки бы сами собой рассосались бы

опять этот странный тон((
то ли высокомерие, то ли...
думаете, я не могу в ответ советов понадавать? очень даже могу, но хочется ведь по-хорошему общаться... ведь даже на "ты" в какой-то момент переходили, и вот снова...((((

>Использовали бы лучше идею относиться к танго, как к культуре в первую очередь.
сослагательное наклонение подразумевает, что я НЕ отношусь к танго, как к культуре в первую очередь, так?

:) Нормальное общения все хотят, причем в основном, по отношению к себе, а к окружающим, так это уж как настроение будет, да?
Ну а вообще конечно жесть, когда вежливость воспринимается как высокомерие. Постараюсь в очках не попадаться, а то еще чего подумаешь, что это я - передразниваю :)

эмммм... не понял... сказать мне, что я не отношусь к танго как к культуре, - это вежливость? или если без мата, то содержание уже неважно?
так у меня тоже нигде мата нет - следовательно я абсолютно взаимно вежлив
всего лишь хотел узнать, что это за таинственная школа такая, которую рекомендуют, не называя...
что касается остального содержания поста - я с ним согласен, все верно подмечено и доходчиво выражено

  • 1
?

Log in

No account? Create an account