Previous Entry Share Next Entry
Венеция. Заметки путешественника II. О путеводителях
Солнечно
dzeso
Найти хороший путеводитель - это всегда проблема, ровно как и гида. И не имея возможности перебирать гидов, перебрал путеводители. Бумажные еще с прошлого раза остались, ну а электронные - скачал. Ну что сказать, у «птичек - то же самое».
Но вообще для меня загадка, почему практически нет хороших путеводителей. Бо то, что есть - либо а-ля для "западных" андроидов, с нудным перечислением ТТХ культурных ценностей, сомнительными историческими фактами и странными советами, не имеющими отношения ни к культуре, ни к истории.
Электронные клоны подобных путеводителей, например City Walk, хотя бы довольно удобны как интерактивные карты с автоматическим позиционированием и ничего не весят, живя на айфоне. В итоге, как ни странно, лучшим оказался древний афишевский путеводитель, бывший старым еще в прошлый раз, но именно им в основном и пользовались.
Он хотя бы для людей написан, хоть классово мировозренчески чуждых, но - живых. Мне вот интересно, а самой Деготь-то как это читать сейчас? Вот вроде бы почтенная матрона, одних регалий на полстраницы википедии… Нет, ну тогда все смотрели «Секс в большом городе» и представляли себя крутыми колумнистками, полными иронии и сарказма, ну а сейчас-то каково? А на фоне доктора Хауса? :) Или неужели они и вправду так думают? И глядя на прекрасные церкви им и действительно видятся:

  • "Сегодня эти волюты напоминают скрученные пожарные шланги, и кажется, они вот-вот развернутся и брызнут во все стороны оргиастическим фонтаном"

Или для описания церкви Санта-Мария-деи-Мираколи (Santa Maria dei Miracoli, Марии Чудотворной) другой метафоры кроме как "эротической чувствительности к поверхности" кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств подобрать не может? Или не хочет? Цитата целиком:

  • "Ее авторы, скульпторы и архитекторы семейства Ломбардо, возможно, действительно приехали из-под Милана, из Ломбардии; но их здания, все как один шедевры (например, скуола Сан-Джованни-Эванджелиста в Сан-Поло или скуола Сан-Марко в Кастелло), воплощают истинно венецианскую, почти эротическую чувствительность к поверхности"

А вот сама эта поверхность:
Не говоря уже о том, что факты, как принято у этой публики, передергиваются, смешиваясь с туристическими байками и собственными фантазиями автора. И самое, что раздражает, так это иронически снисходительная манера автора. Этакий прогрессор пишет отчет-инструкцию для "убогих" о жизни "бактерий". В общем как эхо Москвы послушать, подташнивает.
И тем не менее, путеводитель оказался наиболее востребованным. Хороший интерактивный путеводитель нашелся увы только на итальянском, а викимапия, которой обычно пользовался в таких случаях, - функционировать отказывалась. Последнее особенно досадно, бо теперь-то она - работает, дрянь этакая!
Скачал еще что-то типа альбома о Венеции, красиво, но не очень функционально. Хотя, думаю, если надо кого-то убедить поехать в Венецию - самое то было бы, кабы не пропало из ЭплСтора.
Пробовали советский «путеводитель» 70-х годов выпуска "Венеция. Светлана Николаевна Всеволожская" , и его «пиратский» клон из 90-х "Венеция. Елена Николаевна Красильникова". Но это не совсем путеводитель. Скорее книга о Венеции, для тех, кто в «Венеции не будет никогда», но составить представление о городе желает. Страдает типичным для большинства советского научпопа недугом: стесняется своей «популярности». В итоге для научной книги - слабовато содержательно, а для популярной - нудновато. Зато интересно читать о том, как оно было 40 лет назад. Авторский же копипаст Красильниковой, вызвал приступ дежа вю и не сразу понял откуда у меня ощущение, что уже это читал. Но вот кусочек из:

  • "Например, есть улицы с такими названиями — «Улица дружеской любви», «Широкая улица пословиц». Одна из улиц носит имя Джузеппе Гарибальди, которому Венеция отдала должное, как и многие города Италии. Каждое из сестьере тоже имеет свое название, как правило, происходящее от названия какой-нибудь церкви: сестьере ди Сан-Марко, сестьере ди Сан-Поло и т. п."

И

  • "Некоторые из этих улиц и набережных состоят всего из нескольких домов, и тем не менее каждая имеет свое название, часто идущее из глубокой древности и связанное с каким-нибудь давно забытым событием или профессией живших здесь ремесленников, как, например: «Улица дружеской любви», «Широкая улица пословиц», «Угольная набережная». Наверное, каждая эпоха оставила свой след в наименованиях больших и малых артерий города. Венеция, как многие города Италии, отдала должное Джузеппе Гарибальди, назвав его именем одну из самых больших улиц. О семи расстрелянных нацистами патриотах напоминает рива деи Сетте мартири (набережная семи мучеников)"

Или

  • "Малюсенькие венецианские площади не менее интересны, чем каналы. Некоторые кампи мощеные, другие покрыты густой травой, особенно ласкающей взор в этом городе из камня и воды. Посреди площади часто возвышается старинная каменная или бронзовая цистерна для воды."

И

  • "Маленькие венецианские площади не менее интересны, чем большие и знаменитые. Некоторые кампи мощеные, другие покрыты густой травой. Можно часами бродить по этим улочкам. Некоторые из них такие узкие, что даже солнечный луч не может проникнуть между домами и попасть в окна жителей нижних этажей."

"Креативную" личность не смущает, что если в 60-х и была трава на кампи, то покажите мне ее сейчас! :)
"Ионина Н. - Венеция. История. Легенды. Предания (Тайны знаменитых городов)"  - довольно интересно, но вот даже поначалу думал что зарубежный автор. Не путеводитель, но как популярно об истории - читабельно. Правда и тут, как мне кажется, без Всеволожской не обошлось. Так символично, и в культуре продолжают живут за счет наследия "проклятого совка".
"Оке Ж-К. - Средневековая Венеция (Гиды цивилизаций)", и опять чувство, что уже читал, что все написано с какого-то одного источника. Правда справедливости ради, думаю все же Ионина читала Оке, а не наоборот. Но так, кругозора для - интересно. У Оке Венеция до 15-го века.
Довольно много всяческих передач и фильмов о Венеции, в коих проблема "поверхностности" еще явнее, чем в книгах. И оно понятно, все таки тысячелетнюю республику сложно уместить в 40 минут. Хуже всего - видео гиды, их вообще достойных не встретил. Использовать последние можно лишь разве чтоб понастольгировать на узнаваемые виды.
Так что как ни странно, больше всего мне понравились наши фильмы: «Прогулки с Бродским:
и тематические передачи "Час истины" с канала 365:



Но это все - из того, что было посмотрено и прочитано. Наверно есть что-то более стоящее, но я пока об оном не знаю, либо пока - не изучил.
Так что увы, порекомендовать могу или «постмодерновый» путеводитель от Афиши, или найти хорошего гида, а не андроида, коии в основном обитают в сфере коммерческого туризма. Ну и больше читать перед сном. Как-то так

К оглавлению

promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1
Ионина - ужос-ужос в плане фактов (плюс ещё морализаторство на каждой странице с личными оценками авторши) и копипаст, не знаю откуда и куда, но новый афишевский путеводитель местами имеет те же куски дословно, видимо из того же источника брали.

Да, там в смысле копипаста жуть какая-то перекрестная, и ведь встает вопрос: а сама Всеволжская-то точно в Венеции была? Меня вот смущают площади покрытые травой... Хотя в 60 и была существенная перестройка, из-за изоляции колодцев по требованию местного аналога СЭС. И все же есть сомнения

Есть ощущение, что среди источников копипаста был кто-то из дореволюционных мэтров :)

А есть что-нибудь современное переведенное или наше, что стоит почитать на ваш взгляд? Или пусть не современное

Roger Crowley - City of Fortune, это история, но лучше путеводителей имхо

Я в путешествиях больше не пользуюсь путеводителями на русском языке - не нравится назидательный тон в сочетании со слабой компетенцией в вопросе, дурацкие советы, и во всем отсутствие вкуса. Мои любимые путеводители - Michelin. Не знаю, переводят ли его, но я считаю, что лучше на английском (или на французском). Ни разу еще не пожалела.
Но вот про "истинно венецианскую, почти эротическую чувствительность к поверхности" я прекрасно понимаю Деготь. Мне этот образ понятен. Я сразу вспоминаю лето, мрамор набережной, очень теплый и гладкий, чуть шершавый - как живой. Однако, охотно верю, что тон ее в афише раздражающий.
Почему я и выбираю Мишлен:)

Насть, а ничего что речь идет о церкви? Неужели и для тебя это стало все равно?

Это же путеводитель, а не гид по христианским святыням. Автор-атеист, искусствовед, и рассуждает так, как не стал бы богослов-паломник. Речь здесь об определенном архитектурном памятнике.
а образ этот у нее очень точный, применительно к Венеции вообще.

То есть, если я не пишу статью в еврейскую газету и не являюсь евреем, я могу использовать любые образы и ассоциации касаемые еврейских символов? Например про холокост, или про кровь христианских младенцев, да? И это будет нормально, ведь у Деготь это нормально относительно христианских символов?
Понимаешь, именно по тому, что для тебя поведение Деготь - это нормально, то либо Европа еще при твоей жизни станет фашисткой, то либо ее не станет вообще (вместе со всем, что осталось от культуры). А дело твой жизни, кстати, скорее всего сожгут, потому что ни фашистам, ни фундаменталистам оно - не нужно.
С другой стороны, а что такого, да? Подумаешь религия, подумаешь семья, подумаешь перверсии... Автор, то искусствовед, не быдлу, вроде меня, его читать. Для меня газета спидинфо и богословский вестник. А культура, это для тех кто понимает "тонкие" образы. А как это называется в целом, как явление?

я совершенно не нахожу цитату из Деготь, которую ты привел, агрессивной. Или разжигающей агрессию. Так что сравнение про холокост и младенцев не подходит.
За Россию гораздо больше стоит волноваться, как мне кажется. Я сравниваю по тому, что вижу здесь и там в поездках.
Вообще, это интересно, как ты придумываешь за меня некое "между строк". Про быдло и спидинфо у меня даже намека не было. Я к тому, что неверующий человек имеет другую систему ценностей. И имеет право ее иметь. Как и ты свою.

Edited at 2013-04-12 06:25 pm (UTC)

Да, но про холокост, вон как ты сразу считаешь "агрессивным". А я вот может не считаю. Я же имею право "имеет другую систему ценностей"? Деготь же не считает нужным уважать чужие символы.
И про быдло, потому что тебе даже в голову не приходит, что могут быть чужие символы, например мои, которые тоже нуждаются в уважении. И это я решаю, что меня оскорбляет, а что - нет, но не ты, или Деготь.
Но для тебя это уже не так, потому, что ты ездила туда, в мир белых людей, как Деготь. И вам не ясно как быдло вроде меня, которое сидит в это России, имеет право отстаивать свои ценности.
Потому что у быдла нет ценностей, у него - спид-инфо.
Так понятнее?

Edited at 2013-04-12 07:54 pm (UTC)

это я решаю, какую точку зрения мне иметь, а не ты. И поэтому не нужно придумывать за меня - все, что начинается с "но для тебя это уже не так..." - это твои представления, которые ты пытаешься мне присвоить. И с Деготь меня объединять не надо, на основании того, что мне ее образ понятен. Мой любимый путеводитель - Мишлен, там вообще никаких фантазий нет, все по делу. Про быдло и спидинфо, тоже твои мысли, заметь, а не мои. Не нужно меня интерпретировать, какой тебе интерес придумывать за меня мои мысли. Ты, безусловно, имеешь право на свою систему ценностей. Не соответствует путеводитель ей - выбери другой. Плохо, когда выбора - нет. И когда имеет право на жизнь только твоя система, или моя, или Деготь.

И еще раз, чтобы уже закрыть вопрос. Я живу в Европе, и мне здесь очень нравится, но это вовсе не значит, что я считаю тех, кто живет в России, быдлом и не люблю свою Родину. Не надо сводить все к крайностям и клеить ярлыки.

Edited at 2013-04-13 09:16 am (UTC)

Лучше книжку посоветуй по истории Венеции. И спасибо за совет, но так и не дошел.

F.C. Lane, Venice: A Maritime Republic, например. Классика, так сказать. Жаль, что не дошел - это душевное место... Дорсодуро - мой любимый район... жду-не дождусь отпуск.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account