Previous Entry Share Next Entry
Пятничный политпросвет или по следам "Стального века" В.В.Дамье
Солнечно
dzeso
Помимо общего освежения памяти информации относительно русской революции, есть еще один очень важный, на мой взгляд, но редко поднимаемый в «официальной» литературе момент в книге Дамье. И момент этот  - ужасающая и вечная экономическая бедность России. И сдается мне, что тема бедности всплывает внезапно, сама собой, как некий фактор, помогающий иллюстрировать другие мысли автора. Тогда как по мне это один из ключевых двигателей российской истории и государственности. Явление парадоксальное и противоречивое: она и проклятие, она и спасение, она и причина создания государства, и причина его гибели. И очень многое из того, что формирует загадочную русскую душу, было сформировано бедностью и борьбой за физическое выживание.
В этом смысле все реформы в России всегда упирались в нехватку средств для «традиционного европейского пути», и то, что они называют русские «прорывы» чудесами именно с тем и связано, что в нормальном мире так невозможно. Впрочем, большая часть нашей территории в «европейском» понимании вообще не пригодна для жизни, ну или, если сказать политкорректнее: жизнь на подобной территории нецелесообразна.
Как бы там ни было, в рамках книги Дамье проблему хронической бедности государства рассматривает в двух аспектах: с одной стороны, как проблему дефицита инвестиционных ресурсов, а с другой - как недопотребление населением материальных благ.
Причем недопотребление имело место у всех групп населения: и рядовых граждан с голодными бунтами 60-х, и элиты, старающейся сохранить и приумножить «благосостояние» на манер западных коллег.
Но это если рассуждать концептуально, на практике же, когда я пишу молодым и горячим парням про:

  • «... Ведь чтоб у тебя была возможность взять высшее образование, с десяток парней из менее благополучных семей остались без возможности его взять, что, на мой взгляд, накладывает на тебя как бы обязательства думать и за этих парней. Ты же наоборот все стремишься переложить обязанность думать на кого-то другого...»

Я вовсе не хочу никого унизить, мною движет лишь желание объяснить элементарные вещи. Подготовка образованного человека вообще стоит дорого, а квалифицированного управленца - еще дороже. И мало подготовить одного, надо создать  среду управленцев (условно «элиты»), что на порядки дороже. Но мало создать среду, надо ее еще поддерживать, нужны саморегуляторы и так далее. Все это очень дорого экономически, и первый раз когда это проблему удалось как-то решить системно на государственном уровне в России - было советское время (правильнее было бы сказать в Сталинское, но страшно, что по ключевому слову включится Gulag в голове). Увы, решение оказалось неудачным и ничего путного не получилось, но все эти некупленные «челси», виллы, яхты и акции «в контакте» были в каком-то смысле затратами на общественное развитие, на качественное образование, на обеспечение условно равных возможностей и так далее.
Теперь на это нет денег, причем объективно нет, а не по злому умыслу «фурсенок», просто из-за особенностей принятой экономической модели. И собственно поэтому я так излишне болезненно реагирую, когда молодые и не очень «революционеры» рассуждают в духе, «про быдло», и в ответ на выше приведенную цитату:

  • «... Так что, мне и в туалет за них (за парней, не имевших возможность получить качественное высшее образование) ходить что-ли?..»

Почему? Потому, что Россия имеет довольно узкий временной интервал, для потенциальной возможности «большого» рывка в другую реальность. Фактически это мое поколение плюс минус пять-десять лет и все. Отчего так? Оттого, что современный мир - это мир науки и техники, мир специалистов и технологий. Необразованному населению там просто нет места, причем физически. «Быдло» и «креаклы» в нем одинаково лишние едоки.
Ну а если нет, то что? Регресс на территории идет стремительно, качественное образование в скором времени станет по доступности примерно как квартиры в Москве. И дети нынешних «программистов» и лиц творческих профессий смогут его получать даже сложнее, чем сейчас их родители могут приобретать недвижимость в столице. А что дальше? Рекомендую любопытным съездить в Таджикистан. И увы это только начало.

PS С тем, с какой структурой общества Россия подошла к революции можно наглядно ознакомиться на результатах переписи 1912 года

  • 1
Странно что при том же уровне достатка, в других странах многие считали себя богатыми. А вот Бедность в нашей Голове действительно не знает границ!

Вспомним, как совсем недавно гнобили СССР... Про Царя молчу...

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Аркадий Аверченко
Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина


Ровно десять лет тому назад рабочий Пантелей Грымзин получил от своего
подлого гнусного хозяина кровопийцы поденную плату за 9 часов работы - всего
два с полтиной!!! "Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. - горько подумал
Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью... - И
жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые
- одна, вишь, дыра... Эх, ты жизнь наша раскаторжная!!" Зашел к знакомому
сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подметок.
- Есть ли на тебе крест-то? - саркастически осведомился Пантелей.
Крест, к удивлению ограбленного Пантелея, оказался на своем месте, под
блузой, на волосатой груди сапожника. "Ну, вот остался у меня рупь-целковый,
- со вздохом подумал Пантелей. - А что на него сделаешь? Эх!.." Пошел и
купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую,
полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос, - так разошелся, что от
всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга
Пантелей за свой убогий ужин - так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть
не заплакал.
- За что же, за что... - шептали его дрожащие губы. - Почему богачи и
эксплуататоры пьют шампанское, ликеры, едят рябчиков и ананасы, а я, кроме
простой очищенной, да консервов, да ветчины - света Божьего не вижу... О,
если бы только мы, рабочий класс, завоевали себе свободу!.. То-то мы бы
пожили по-человечески!..
Однажды, весной 1920 года рабочий Пантелей Грымзин получил свою
поденную плату за вторник: всего 2700 рублей. "Что ж я с ними сделаю", -
горько подумал Пантелей, шевеля на ладони разноцветные бумажки. - И подметки
к сапогам нужно подбросить, и жрать, и выпить чего-нибудь - смерть хочется!"
Зашел Пантелей к сапожнику, сторговался за две тысячи триста и вышел на
улицу с четырьмя сиротливыми сторублевками. Купил фунт полубелого хлеба,
бутылку ситро, осталось 14 целковых... Приценился к десятку папирос, плюнул
и отошел. Дома нарезал хлеба, откупорил ситро, уселся за стол ужинать... и
так горько ему сделалось, что чуть не заплакал.
- Почему же, - шептали его дрожащие губы, - почему богачам все, а нам
ничего... Почему богач ест нежную розовую ветчину, объедается шпротами и
белыми булками, заливает себе горло настоящей водкой, пенистым пивом, курит
папиросы, а я, как пес какой, должен жевать черствый хлеб и тянуть
тошнотворное пойло на сахарине!.. Почему одним все, другим - ничего?.. Эх,
Пантелей, Пантелей... Здорового ты дурака свалял, братец ты мой!.....

  • 1
?

Log in

No account? Create an account