Previous Entry Share Next Entry
еТанго #77. Заметки после семинаров с Juan Capriotti. Танго и теория относительности
Солнечно
dzeso
В продолжение разбора конспектов после Хуановских уроков.
В оригинале урок назывался "Танго и непрерывность движения", но увы, иногда маэстрос приходится существенно корректировать тему. Для того, чтоб говорить о непрерывности движения, необходимо наличие оного. А с этим у участников класса были проблемы. Движение же тянет за собой еще ряд производных вопросов, например: умение управлять движением тела, ну или организация связи движения с музыкой. Посмотрев на это
Хуану пришлось, как Эйнштейну, для разрешения частного вопроса разворачивать "общую теорию относительности", увязывая законы механики, пространственно-временные отношения и гравитационные эффекты движение, музыку, энергию и взаимодействие.
О чем и традиционные тезисы с комментариями:

  • Три друга, которых надо взять на ммлонгу: тело, пространство, музыка - немного по дзеновски, но суть в том, что в преподавании, и как следствие в изучении танго, есть крен на технологические вопросы: как ставить ногу, куда тянуть диафрагму, какие микронамерения порождают нанодвижения, тогда как танго это сильно шире, с одной стороны, а с другой - существенно проще. Идя танцевать, вам не столько важно качество движения отдельных фрагментов вашего тела, сколько умение в пространстве милонги двигаться вместе с музыкой и с другими танцующими. Вы должны стремиться стать членом большого оркестра играющего танго. Просто кто-то его играет на музыкальном инструменте, а кто-то - движением по танцполу.

  • Танцевать в настоящем - дзеновские практики продолжаются. Проблема в том, что многие (меня попросили быть политкорректным и не называть вещи своими именами) танцующие мечутся между прошлым (вспоминая изученные элементы) и будущим (лихорадочно соображая, а что бы еще этакого сделать, ну или, в случае партнерши, пытаясь угадать намерение партнера и исполнить его). Но танец происходит сейчас, он спонтанен, рождается вместе с рождение звука и длится, пока мелодия звучит. Звучание музыки и есть - настоящее. Танец же - вне времени, он просто длится, длится - пока существует звук, его породивший. Похожая картина существует и в обычной жизни, когда либо бытие откладывается на потом, либо - существует в тени воспоминаний о прошедшем. Об этом довольно много написано. В танго - все то же самое.

  • Нет музыки, нет движения (что и позволяет легко танцевать "незнакомые мелодии") - вообще-то это было записано одним тезисом с предыдущим, но я решил разделить из-за важности. Если вы в настоящем, то вашим движением начинает управлять музыка. Это не значит, что связь детерминирована как в выключателе: соединили контакты (звучит музыка) - есть свет (танцуете), разомкнули (перестала звучать) - свет погас (вы остановились). Нет! Вы "инструмент" оркестра, и ваша партия может выбиваться из общего звучания, и тем не менее она должна быть с общим звучанием связана. А так как вы импровизируете, то вы импровизируете вокруг музыки. То есть музыка определяет границы вашей импровизации, что в простом случае и означает: нет музыки - нет движения. Плюс для вас перестают быть проблемой незнакомые мелодии, вы не повторяете выученные партии, а импровизируете вокруг звучащего

  • Перед тем как шагнуть надо надавить на пол (взять энергию пола) - отдельная большая тема, ждущая нормального поста, но если кратко, то смысл в том, что движение начинается не с того, что мы стремимся шагнуть в сильную долю, а с предыдущей слабой, с подготовки к шагу. Это как бегун с "на старт, внимание, марш!": "на старт" - перенести вес на опорную ногу, "внимание" - надавить в пол, "марш" - оттолкнуться опорной ногой по направлению движения. Увы чаще приходится наблюдать движение в режиме "срыва" -  движение без подготовки. Это примерно как начинать бежать стометровку из положения смирно.

  • Шагать в ритм без музыки всем вместе. Не отделаться от милонги, а разделять танец с окружающими - упражнение направлено на развитие навыков взаимодействия. Милонга это оркестр, где танцующие "играют" вместе с музыкантами. Совершенно изумительное ощущение. В Москве последний раз наблюдал подобное еще в "Конторе", когда офигевшие от жары аргинтосы, вместо привычного индивидуального выпендривания, вдруг станцевали танду вальсов совместно. Пяти пар хватило чтоб превратить всю ронду в хоровод. Даже смотреть - дух захватывало. Иногда вижу подобное в Европе, но не часто.

  • В парах информация о надавливании должна идти через все тело - макропроблема из предыдущего тезиса, перенесенная на микромир пары, или даже - тела. Человек не набор сочлененных элементов, он единая система и двигаться должен "целиком". Соответственно надавливание в пол - это не ножкой топнуть, а ведение - не ручкой пихнуть…

До непрерывности движения речь, в тут раз, увы и не дошла. Но имелось ввиду, что танец - это не набор так или иначе комбинированных элементов (см.два последних тезиса), танец - это действо, которое начинается с началом мелодии и длится до ее окончания. Тело все время в движении, и оно все время отражает собой звучание музыки. Это как при игре на музыкальном инструменте - воспроизводится не последовательность дискретных звуков, а мелодия из них состоящая. Такой вот дзен и Дон Хуан в одном флаконе :)

promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

?

Log in

No account? Create an account