Previous Entry Share Next Entry
Про Прагу культурологически
Солнечно
dzeso
В детстве одной из моих любимых книжек была "Старинные чешские сказания". Там было все: и мрачная готика с непременной гибелью всех героев, и еврейские мистики, и табориты, и дьявольские проклятия, и все это на фоне древней и таинственной Праги.
Потом, уже в школе, я зачитывался "Консуэло" Жорж Санд, где помимо любовных перипетий, была героическая чешская мистика таборитских событий. А совсем недавно - Сапковский с его “Сагой о Рейневане“, где сюжет опять разворачивался на фоне мистической Праги, гуситских войн, да рассуждений одного из героев, которые точно сформулировало искушение, мучившее меня за несколько лет до этого:

  • «После полудня мы ходили бы в Айя София помолиться о больших барышах, прогуливались бы по Мессе, ублажали бы глаза видом парусов на Мраморном море. В одной из таверн над Золотым Рогом откушивали бы плов из ягнятины и жареных осьминогов, обильно запивая вином с пряностями. Живи — не хочу. Только Константинополь, парни, нет, только Константинополь, только Византия. Оставим, говорю вам, за спиной Европу, эту темень и дичь, отряхнем омерзительную пыль с сандалий наших. Поедем туда, где тепло, сытно и благостно, где культура и цивилизация. В Византию! В Константинополь, город городов!». Часть вторая. Божьи воины.

Так что по всему выходит, что моя любовь к Праге была давней и крепкой, хоть и заочной. Ну и вот выдался шанс познакомиться лично, и... мне не понравилось. Из города “Старинных чешских сказаний” сделали Диснейлэнд для «типа культурных».
Причем нельзя сказать, что злые силы неславянских наружностей это устроили. Сами чехи сотворили, начав в 19 веке с придумывания собственной истории, а закончив попыткой поменять национальную гордость на «колбасу" в 90-е. «Колбаса» традиционно досталась небольшой группке ворюг, а 40 тысячам пражан, вместо «колбасы», пришлось выметаться из собственных квартир на улицу из-за возвращения собственности бывшим владельцам. Процесс реституции, кстати, не окончен, а идет по сей день. Теперь католическая церковь добивается возврата своих владений.
Ну а что было дальше, после "околбашивания", хорошо описано у Тросби. Культура в отсталых, периферийных странах должна, по мнению «цивилизованного мира», использоваться для снятия социальной напряженности, создания рабочих мест в области туризма, ну и для развлечения жителей метрополий. Это накладывает на нее требования как на семейный сериал с развлекательного канала: немножко того, чуть-чуть сего, чтобы любопытно и красочно. Главное чтобы не напрягало и не будило мысли. Кто не был в Праге, может съездить в Мышкин. Культуры там примерно столько же, а может даже и больше. Потому что в Мышкине нельзя послать смс на специальный номер, чтобы два голых фрикоподобных мужика http://www.praga-praha.ru/curajici-postavy/ отлили на твою родину, фигурно выписав струей присланное в сообщении слово. А вот в Праге можно, да не где-нибудь, а во дворе музея Кафки.
Ну а чо, типа прикольно - культура, толерантность и современное искусство.
Так что, если в «старой» Европе высокую культуру пытаются сохранять в «заповедниках», то в «новой» она обитает на «фермах», как форель, где ее растят потребления для и развлечения золотого миллиарда ради. Печальное и постыдное зрелище. Если билеты в собор можно продавать, да им туристов завлекать, то он будет выглядеть так:
А если нет, то вот так:
И повторюсь, дело тут не в зловредных супостатах. Чехов, видимо, это все устраивает. Но смотреть на псевдо-готику, псевдо-а-ля-натурель, псевдо-культуру...
Это не та Прага, о которой я грезил ребенком, о которой читал, и встречи с которой в глубине души ждал.
В реальной Праге Парижская улица отличается от Парижа, примерно как Церетели от Родена. При этом и бренды в витринах вроде одни и те же, дома в стиле модерн, и люксовые марки машин на парковках. Даже снимать такое не стал. В принципе неплохо отношусь к Церетели, но снимать разве что прикола ради. Правда, если походить по городу пару дней, чтобы глаз привык к «целлулоиду» и начать его фильтровать, то та, настоящая Прага, проступит, но очень уж мистически зыбко, как ранние сумерки, и очень ненадолго.
Ну а кому нравится Мышкин, Диснейленд и променад в Мармарисе, то да, тем в Праге будет хорошо и готичненько. Ну и детям будет интересно, рисуночки везде, принцессные домики с башенками. И правда на сказку похоже.
Как-то так.

?

Log in

No account? Create an account