Previous Entry Share Next Entry
Тихая поступь нового мира
Солнечно
dzeso
Время зловещих круглых дат. На днях вот исполнился век с начала Первой мировой. Уж чуть более 80 лет, как Гитлер пришел к власти, 20 лет чеченской войне и предшествующей ей целой череды подобных войн, прокатившихся по территории бывшего СССР. Читая исторические хроники тех лет возникает странное ощущение дежа-вю. Как будто читаешь не хроники, а новости. Да так, что начало стрельбы на Украине, сложно отличить от начала стрельбы в Молдавии двадцатилетней давности, а отряды Правого сектора от отрядов штурмовиков. Да, меняются поводы конфликтов и их степень, происходят они в разных исторических и политических контекстах, приходят и уходят публичные персоны в них участвующие. Но когда читаешь хроники вперемешку с новостями отличить одно от другого становится очень сложно. Вот кто сейчас уже вспомнит фамилии лидеров кровавых национальных разборок конца восьмидесятых - начала девяностых? А лидеров украинских националистов времен перед Первой мировой? Так и многих участников нынешних событий скоро забудут, а останутся лишь бессмысленные смерти, разрушенное государство, искалеченные судьбы. Ровно как оно и было уже что век назад, что пол века, что четверть.
Но как бы не менялись детали, есть и признаки, которые встречаются постоянно, и из-за которых, видимо, и случаются приступы дежа-вю. Во-первых, обязательно присутствует воспитание искусственной межнациональная ненависти. Во-вторых, реальная история народа подменяется ее фентэзи-вариантом, оправдывающим и обосновывающим природу ненависти. Ну и третье - деньги. Что бы где не происходило, но чуть стоит покопаться в истоках конфликта, так обязательно вылезут чьи-то бизнес интересы: то ли передел собственности, то ли передел рынков сбыта, то ли устранение конкурентов.
От этого, видимо, глаз так больно и спотыкается о романтические и милые, на первый взгляд, истории, подобные этой:
Мальчик, девочка, вечные Монтекки и Капулетти, но фоне непростой истории 20-го века. Справка для тех, кто не в курсе истории Молдовы. По реке Прут была граница Бессарабии, входящей в Российскую империю, и остальной части Молдовы, входящей в королевство Румыния. После революции Бессарабия была аннексирована Румынией и отношения между населением обоих берегов реки Прут были конечно не настолько сложными как у евреев с палестинцами, но и братскими оное назвать сложно. Поэтому, как мне кажется, подсознательно авторы и выбрали классический образ: любовь vs обстоятельства. Хотя, подозреваю, хотели они донести несколько иной мессадж.
И есть тут одно но... В трагедии Шекспира не только заранее не ясно кто виноват “во всем”, но и по прочтению. Наверное поэтому он и Шекспир, а автор клипа, в лучшем случае, беспринципный плохообразованый креакл. Хотя сейчас таких уже мало осталось, настало время идейных, отравленных ненавистью “дельфинов”, воспитанных на псевдо-исторических выдумках. Именно о них говорит Шарий, временами не сдерживая выражений. Именно благодаря “труду” подобных “криэйторов”, вырастает поколение творящее то, что случилось Одессе, в Мариуполе, в Луганске. Подобные “клипы” - необходимое условие для последующих штурмов Бендер, для сжигания людей заживо под радостное улюлюканье толпы или для уничтожения тяжелым вооружением своего же мирного населения.
Так что же не так в трагической истории любви жителей разных берегов реки Прут, показанной в музыкальном клипе? Да все не так. То как показано, могло было быть, наверное, на границе Франции с Германией, или Англии с Ирландией, , но уж никак не в нищей Бессарабии. И то, даже в относительно благополучной Европе, так могло выглядеть скорее в женском романе. Вот как, к примеру, выглядели французские крестьяне во время Первой мировой:
Бессарабские же были на порядок беднее, и как в клипе уж точно выглядеть не могли. И в такие школы не ходили. Почему? Потому что это городская школа. Да их и не было таких, многоэтажных. Первые пятиэтажное небоскребы построили уже после войны в Кишиневе. А как выглядело население? Вот так:




Румыны, оккупировав Бессарабию, продержали ее, за исключением краткого периода в 1928–1929 гг., в режиме чрезвычайного положения до 1940 года. За это время каждый шестой житель иммигрировал из оккупированного и бедствующего региона. На территории Бессарабии постоянно вспыхивали восстания, жестоко подавляемые регулярными войсками с привлечением тяжелых вооружений, например как это было в Хотине или с использованием химического оружия как в Татарбунарах. Десятки тысяч погибших, разоренная территория, сотни подпольных организаций, репрессии, произвол властей.
После восстановления советской власти в Бессарабию вернулось порядка 300 тысяч “молдаван” и выехало порядка 100 тысяч “румын”. В рядах Красной армии во время Великой отечественной отвоевало более 250 тысяч жителей Молдавии, а 6 часть населения была эвакуирована вглуб СССР. Показателен факт, что на территории Молдавии не возникло ни одного воинского формирования изменников!
Как жили? До сих пор в кладовках деревенских домов можно найти ручные мельницы, исполненные по технологиям времен неолитической революции или обувь из мотоциклетных покрышек, что носили молдавские крестьяне еще на памяти моего отца. Ну а обувные молдавские модельеры знают, что рожденные в 40-50-х годах выросли босиком, отчего итальянскую обувь они носить не могут, так как европейские колодки рассчитаны на тех, кто обувь носил с детства. Не будет в клипе и о запрете русского языка, за который можно было угодить в тюрьму, об уничтожении евреев, о том, что даже трансильванские венгры в Румынии были выше молдаван по социальному статусу.
Умолчат, что 50% доходной части бюджета провинции уходило на содержание карательного аппарата. Что Бессарабию румынские политики обоснованно именовали самой непокорной из аннексированных провинций. Что румынский историк Онисифор Гибу опубликовал в 1927 г. книгу «Три года на бессарабском фронте». Обращаю внимание, что "на фронте", а не среди братьев.
Не расскажут про высокомерное отношение румын к молдавской культуре. О том, как румыны, преподающие на курсах повышения квалификации молдавских учителей, позволяли себе называть молдавский язык «некультурным» и «мужицким». Как все тот же Гибу, печатно именовал молдаван «капете де боу» («бычьи головы»)
В клипе есть трогательный момент с триколорной ленточкой, но в реальности Герман Пынтя, губернатор Кишинева, прибыв в Яссы с повязкой цветов румынского флага на рукаве, от министра иностранных дел Румынии, Таке Ионеску, услышал:

  • «...Меня радует, что носишь трехцветную повязку, однако должен сказать, что не верю, что нося эту повязку и в то же время являясь офицером русской армии, служишь в Бессарабии румынскому идеалу».

И население Бессарабии отвечало взаимностью. По свидетельствам классика румынской литературы Михаила Садовяну, депутата румынского парламента молдаванина Александру Мыцэ, Онисифора Гибу, других современников, в обиходе молдавские крестьяне именовали румын цыганами. А интеллигенты повторяли слова французского премьера Жоржа Клемансо: «Румын – это не нация, это профессия». И продолжать о сложностях румынско-молдавских отношений можно долго. Время было бурное, трагичное и не укладывающееся в подростково-клиповое: хороший-плохой.
Но вернемся к “картинке”. А были ли возможны в принципе такие как в клипе дети-подростки? Теоретически - да, но в городе, в селе же - вряд ли. В среднем в Бессарабии было 2% зажиточных крестьян, которые, наверно могли позволить себе выглядеть как горожане, но и они, сильно сомневаюсь, что носили обувь. Кстати, именно эти, зажиточные крестьяне, если не иммигрировали, вполне могли попасть под сталинские репрессии как кулаки. Обращаю внимание: 2% от 2,5 миллионов. А сколько всего было репрессировано? На 49-ый год всего около 41 тысячи человек. То есть, даже если считывать по максимуму это 10 тысяч семей. А ведь были еще румынские прислужники, члены различных подпольных организаций и так далее. То есть даже не все "кулаки", а меньше половины. Барские дети? Как-то не похожи главные герое на барчуков. Горожане, пешком бегающие друг к другу в гости? Мещане на дачах? Так кто же главные герои этой, как-бы “народной”, истории?
Авторам и не надо в подобном разбираться, куда проще изобразить “хруст французской булки” и “Румынию, которую мы потеряли”. Зачем усложнять? Ведь все знают, что во всем виноват Сталин-Путин? Чьи же еще упыри могли разорвать страну и скурить счастливую жизнь, разделив влюбленных? В клипе это понятно однозначно, просто и наглядно. Ну не показывать же, право слово, румынских Железно гвардейцев, от творчества которых даже эсэсовцы обалдевали? Зачем “старое ворошить”?
Вот так в результате и вырастает целое поколение, четко знающее кто виноват во всем. И потом, когда им в руки дадут коктейли молотова, то они не сомневаясь будут жечь живьем, ну или давить на гашетки, превращая женщин в фарш. Потому что они воспитаны в ненависти, потому что знают кто враг, а читать же и думать не обучены.
Правда от недостатка образования у креаклов иногда получается даже забавно. Например, в другом клипе того же исполнителя:
В контексте "молдавской народной культуры" показан дом-музей Пушкина в Кишиневе. И дело тут даже не только в том, что это дом-музей Пушкина, для образованного человека существующий в контексте русской культуры. Но и в том, что в исторической реальности этот дом принадлежал русскому купцу, чиновнику квартирной комиссии "по делам приезжающих русских офицеров и чиновников" Ивану Николаевичу Наумову, который в доме не жил, а сдавал его внаем, в том числе и Пушкину, прибывшему в Кишинев 21 сентября 1820 года. Это был один из нескольких каменных домов в городе и народным быть не мог по причине крайней дороговизны. Только очень и очень состоятельные люди могли себе позволить подобные каменные дома в Бессарабии.
Собственно вот и вся "народная культура". А ведь уже чего-чего, но традиционных молдавских домов сохранилось более чем, да и выглядят они немного иначе. Но зачем автору достоверность? Он же не про культуру рассказывает, он ненависть воспитывает.
О том как выглядит традиционный молдавский дом и что такое народная культура можно увидеть в клипе другого исполнителя:
Это и есть остатки реальной молдавской народной культуры. Добрый, трудолюбивый народ, бедный, но веселый. И обратите внимание, в клипе почти нет молодых. Почему? Потому что они кладут плитку в подмосковье, собирают персики в Португалии или работают проститутками в южной Европе и Турции. В стране остались лишь старики, дети и молодые матери. Так вот, без затей, о реальной жизни, о живой культуре, с сильной метафорой возвращения в никуда. Будущее - как пустой брошеный дом и крестик из труб на кладбище предков. Именно так, кстати, себя и ощущаю, приезжая в Кишинев. Ведь пока одни под видом культуры растят ненависть, а другие - радостно питаются культурными суррогатами, народная культура тихо уходит, и скоро не останется уже никаких молдаван, никакой молдавской культуры, а только политтехнологические конструкты, из первого клипа, с помощью которых можно будет заставлять население верить во что угодно и творить любые мерзости. И тогда "О дивный новый мир" станет реальностью.

PS И вдруг кому будет интересно почитать о реальной Бессарабии, так можно посмотреть этнографическое исследование конца 19-го века. До советского времени жизнь большей части населения Бессарабии не поменялась.

  • 1
Как же здорово написано! Это бы напечатать в "Литературной газете"...

Да ладано вам, какая уж тут литература.

Очень серьезный и правильный взгляд. Я почувствовала вашу боль. Спасибо за текст!

А какие мысли на счет "Зайца над бездной"?

Я его не видел

  • 1
?

Log in

No account? Create an account