Previous Entry Share Next Entry
еТанго #103 .Три источника, три составные части. Движение
Солнечно
dzeso
О технике шага, позволяющей эффективно двигаться, писал уже не раз, но прекрасно понимаю насколько сложно такими «описаниями» пользоваться на практике. И дело тут не только в том, что понять чужое слово не менее сложно, чем что-то выразить своим. Но даже если и получается выразить мысль про "шаг" так, что тебя поймут, то, во-первых, это будет “чужой” шаг. Шаг, не только “органичный” для человека с зачастую другим ростом, весом, пластикой, но и который ко времени перенятия, возможно, уже и для самого первоисточника ставший неактуальным. Почему? Потому что время идет, автор техники развивается, из-за чего его техника неизбежно меняется. Написанные же слова остаются неизменными и отражают технику, которой уже нет. А на выходе? На выходе можно наблюдать как флегматичный долговязый ученик мучительно и мало успешно пытается повторить технику шага невысокого “крепыша” холерика. Хотя с точки зрения "наставника" ситуация - замечательная: процесс обучения - мучителен и бесконечен. К тому же обучение подражанием методолгически простО: руку сюда, ногу сюда, повторяй за мной: раз-два-три...
Вторая же проблема копирования чужой техники в том, что для технологичного повторения “по инструкции”, описание надо делать детально формальным, похожим на сборочный чертеж с описанием сборки. Создав же подобное описание, необходимо либо остановить развитие, либо запускать сложную процедуру приведения в соответствие реальности и его формального описания. Коллизия хорошо известна и инженерам, и программистам.
Применение подобного технократического подхода для обучения танго гарантированно подавляет в учениках творчество, импровизацию и саморазвитие, а значит и саму идею социального танго. Хуан называл подобных учеников: “рашн роботс”. И хотя подобную особенность он отмечал и в других европейцах, но, видимо “благодаря” мне, на своих групповых занятиях он использовал именно “рашн роботс”.
И этот “роботс”, на мой взгляд, и есть основная проблема обучения танго, в частности, и всего современного западного массового образования, если обобщать. Современное образование заточено на производство "биороботс" и чем дальше, тем меньше остается образования и больше становится программирования. И принципиально понятно почему так. Система образования возникла в эпоху индустриализации и серийного производства, для которого требовалось большое количество стандартных “узких” специалистов, действующих в рамках «инструкций». "Роботс" для этого просто таки идеальное решение. А как еще работать на конвейере? На первом этапе подобное “массовое” образование убило гуманитарно-творческую сферу, а сейчас - добивает и техническую. Мир останавливается в развитии, коллизии “новое” vs “старое”, “сложность описания существующего” vs “создание нового” становятся почти непреодолимыми. Посмотрите на состояние фундаментальных наук вообще, и на прорывные научные открытия в частности. Наука и техника настолько усложнились и специализировались, что гениальный специалист, находящийся на острие “передовой” науки, одновременно будет демонстрировать дремучую безграмотность по остальным вопросам. А в результате да, с одной стороны, у нас айфоны и интернет, а с другой, запустить ракету в космос уже проблема даже для супер-развитых государств. Но тема остановки развития и проблемы образования - это тема отдельного разговора. Кому интересно, то, например, в общих чертах о проблемах системы образования можно посмотреть в  ролике RSA:
А как было до “массового” образования? Ну или как сейчас еще остается в вымирающих научных или творческих школах? Там всегда был наставник, занимающийся творчеством, и были подмастерья, которые учились мастерству пока сами не начинали творить. То есть “научиться” - означало не суметь повторить, а стать способным творить. Да, сначала, возможно, через повторения, но только в начале, и только как один из вариантов. Итогом же подобного обучения было умение не только механически "копировать" мастера, но и комплексное понимание "технологии", включающее способность находить свой персональный путь ее развития.
Ну а как это применимо в танго, например при работе над техникой шага? Самым прямым образом. Вместо того, чтобы пытаться досконально повторить технику наставника, необходимо понять “идею” и самостоятельно начать искать пути ее воплощения. Задача же наставника - не программировать биоробота, а корректировать, направлять и объяснять "человеку разумному".
Что же важно понять о «двигателе»? В чем его “идея”? Двигатель должен быть в состоянии, простите за тавтологию, двигать ваше тело. Причем не абы как, а меняя мощность, при этом не “глохнуть” и быть способным адаптировать тягу под внешние условия. Точнее, это не «двигатель» должен, а вы. Соответственно, ученику и надо найти такую технику работы, которая бы все это позволяла. Ну а на практике? Думаю существует бесконечное количество способов провести подобные исследования-испытания. Покажу лишь один, как пример. Попросите кого-нибудь вам поассистировать способом, показанным на картинке.
Вы должны быть в состоянии обеспечить «нормальное» равномерное движение вне зависимости от сопротивления, которое создает вам "помогающий". Причем, динамику и интенсивность должны задавать вы, а не сопротивление ассистента. Ну а если не получатся, то есть повод задуматься почему. Может быть вы не толкаетесь от пола опорной ногой, а переваливаете через нее вес? А может у вас стопы не работают? А может свободная нога «просовывается» вперед? Ищите решение. Найдёте, и волшебным образом шаг вдруг станет не только техничным, но и красивым. И уверяю, после этого все “старые” объяснения наставников и маэстрос окажутся вдруг не пустыми заклинаниями или малопонятными инструкциями, а полными смысла и крайне полезными. Почему? Потому что у вас появились правильные вопросы, которые, составляют половину ответа. Причем первую половину, без которой вторая, та что дают наставники, кажется непонятной, противоречивой и, часто, бесполезной.
Вот как-то так. Становитесь “серьезным” двигателем, чтобы девчонки пищали на поворотах и ускорениях. Девчачий писк - еще один маркер “правильной” техники шага.

К оглавлению

?

Log in

No account? Create an account