Previous Entry Share Next Entry
27-я Московская международная книжная выставка-ярмарка
Солнечно
dzeso
С 3 по 7 сентября в Москве проходила 27 книжная ярмарка. Давно уже не был на подобных мероприятиях, да и в этот раз оказался там по стечению случайных, собственно, обстоятельств. Во-первых, пошел за новой книгой Савельева "Нищета мозга", купить которую проще всего оказалось на ярмарке. Ну а во-вторых, стало любопытно, а что такое сейчас подобные ярмарки? Как они проходят, что там продают и покупают, кто и зачем? Посещение оказалось интересным и полезным во всех отношениях.
Входной билет стоил 200 рублей, а у касс даже стояли небольшие очереди. Правда сама ярмарка ужалась до одного зала, да и тот полностью не был занят. Организаторы конечно поробовали подойти творчески к созданию эффекта заполненности, но все равно нехватка участников была заметна, даже на входе.


Со слов "старожилов" выставки, каждый год количество издательств сокращается на 20-30%. Это, правда, слабо коррелирует со статистикой по отрасли, но зато ощущение передает верно. Кстати, при том, что читаю в основном несколько определенных издательств, на ярмарке из них встретил только одно.
Книг на ярмарке представлено было много и разных. Глаза разбегались, и постоянно хотелось что-то купить, даже зная, что значительную часть можно скачать бесплатно. А что нельзя, то можно скачать платно у издательств, которые начинают делать вполне приличные читалки-магазины под мобильные устройства под издаваемую продукцию (например "Манн, Иванов, Фербер" или "Альпина Паблишер"). Но в моем рассказе про ярмарку нужно учитывать, что интерес к книгам имею специфический, а поэтому и описанное отражает только часть общей картины. Например, совсем не обращаю внимание на "чтиво", и возможно поэтому показалось, что оного было меньше, чем в среднем в магазинах.
На детские книги тоже старался не обращать внимания после того, как практически сразу после входа на глаза попалось поразившее в свое время издание, объясняющее дошкольникам, что "бывают поцелуи еще более сладкие...". Все одно сделать с подобным ничего пока нельзя, а видеть - расстройство одно.
Очень много было книг об историческом "булочном хрусте". Это плохо, у людей в головах и так бардак, а тут им еще про государь-императора удерживателя мира рассказывают со всех сторон. Но зато попался всего один лоток с сатанинско-гностическим содержанием, и это - хорошо.
В первую очередь, интересовала новая книга Савельева, потом "культура и искусство", ну и научпоп какой вдруг попадется мне неизвестный. С этим всем оказалось не так чтоб очень богато, но что посмотреть было. И не только посмотреть. Покупками рюкзак забил до отказа.


Обратил внимание, что почти все по "культуре и искусству" хоть как-то читабельное для "народа" - переведенное. Отечественное же хотя и есть, и иногда даже интересное, но очень мало, и написано, как правило, не для "людей". Берешь же западную книжку и, при всех ее недостатках, читать интересно, а по прочтению хочется узнать больше. Наши так не пишут. Что "быдло" культурным людям? Все эти "Шариковы"... Тратить на них жизнь? Зачем? Интеллегенция будет писать для себя, о себе и на своем суржике. А потом рассказывать об упадке нравов и что "ее никто не любит"! Ну и откуда при таком подходе возьмется культура в массах? А любовь и уважение к людям образованным? Причем, образованным за счет этих самых "Шариковых". И когда "пацаны" замечают, что "эти очкастые" ваще нафиг никому не нужны, то сложно им возразить. Как? Чем? Вот и толкался локтями у интересовавших меня стендов в основном с теми, кому 60+. Естественно, что пока все так, то каждый год читателей будет все меньше и меньше. А как иначе? Но мучит ли этот вопрос издателей? Не заметил.
Неприятно удивили, и в чем-то даже поразили, встречи авторов с читателями. Во-первых, лица писателей. Ни одного здорового, красивого лица. Все какие-то странные, как типажи из "Пролетая над гнездом кукушки". Специально не стал фотографировать, чтобы никого не обидеть, но осталось тягостное впечатление. Вдобавок к которому - большие полупустые залы, скучающие на автограф-сессиях авторы, странные "читатели" 60+, подстать писателям.
Из "говорящих голов" видел Парфенова и Фурсова. Оба пользовались вниманием у публики, но слушать не стал. Да и что там слушать? Один рассказывал о "хрусте", другой о "мировом заговоре" и великой России. Так же у входа имел место спиритический сеанс с Акуниным, написавшим опять что-то "совершенно гениальное", но это почему-то мало кого заинтересовало, в основном журналисты сидели.
Из неприятного послевкусия от выставки это то, что новый тренд сезона - "белодельцы": и по количеству литературы, и по мероприятиям, и даже по "ряженым". И хотя реальные настроения общества строго обратные, но вот "советское ретро" внешне было совершенно не представлено. Правда некоторые стенды, такие, как например у Академкниги, - сами по себе иллюстрация советских времен. Правда не мифических, а реальных. И мне-то это видеть ностальгично, у меня рядом с домом в Кишиневе в 80-ых был аналогичный магазин Штиинца: тот же запах, тот же дизайн обложек, даже книга года и та - "Король Лир" (в переводе Г.Кружкова). Но для нового поколения "картинка" унылая как стоматологическая клиника, особенно на фоне окружающих героев "России, которую они потеряли".
Возвращаясь же к культурному вопросу, то судя по изданиям, "бездуховное" западное общество вполне себе озадачено культурным просвещением. Практически все, что популяризировало культуру и научные знания на ярмарке было переводным. Возможно способ, которым "запад" это делает, не идеален, и наверно даже "бездуховен", но он есть. А что у нас? Год культуры? По-моему от такой популяризации эффект ровно обратный.
Ну и в принципе мне не понятно, почему, если году культуры у нас, то популяризация "высокой культуры" идет у них? И когда так, повторюсь, то откуда возьмутся зрители канала "Культура"? А читатели классической литературы? А посетители книжных ярмарок? Да и сама культура в массах?
Так и живем, непрерывно празднуя год культуры.

promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

?

Log in

No account? Create an account