Previous Entry Share Next Entry
МТЮЗ. Ирина Керученко. "Кроткая" (Ф.М.Достоевский)
Солнечно
dzeso
"Люди, любите друг друга"
Достоевский. Кроткая.

Постановка Московского Театра Юного Зрителя. С одной стороны, немного неожиданное для меня сочетание: Достоевский и юный зритель, а с другой, одна из лучших театральных постановок Достоевского, что я видел.
Почему лучшая? Потому, что очень аккуратная к авторскому тексту и образности. Сохранен не только текст, но и форма. В “Кроткой” Керученко главный герой не пересказывает сюжет, не изображает “внутренний мир”, он — публично исповедуется и это именно живой монолог, в котором то как говорится, не менее важно чем то, о чем говорится.


Повесть “Кроткая” у Достоевского стоит для меня немного особняком. Обычно тексты Достоевского захлебываются мыслями, которые, как бы не умещаясь в тексте, прорываяся наружу как гейзеры. В “Кроткой” же не так, читая первый раз мне все время вспоминались чеховские пьесы, а глаза искали привычные пояснения в скобках и указания на “паузы”.
У Керученко постановка получилась очень внимательной к исходному тексту, с небольшими сокращениями, и странной для меня расстановкой акцентов в повествовании. С последним вообще удививтельная история. Например Бродского с удовльствием слушаю в исполнении Козакова, но совершенно не могу в авторском, хотя вроде бы тот же текст. Или наоборот, при категорическом неприятии Евгений Онегин в прочтении Смоктуновского, прослушал ее несколько раз, открыв для себя Онегина с новой, ранее не известной мне стороны. Так и в постановке, после спектакля с удивлением и интересом перечитал “Кроткую”. И тем ни менее, не все акценты режиссёра мне нравятся. Возможно это — гендерное.

Что больше всего понравилось?

Об уважительном отношении к оригиналу я уже написал. Еще очень понравилось оформление сцены, звук, музыка, свет, детали интерьера.

Какие-то легкие штрихи, а возникает эффект узнавания и вовлечения. Позади меня сидели две барышни, так они смотрели с таким “вовлечением”, что казалось под конец что-то швырнут в актера, чтобы показать ему насколько он “не прав”. При этом, естественно, Достоевского барышни не читали и живо обсуждали происходящее. Очень интересно Керученко ввела женские персонажи в постановку. Монолог главного героя, по сути, так и остался монологом, хотя по форме временами и превращается в диалоги. Как это сделано не хочется раскрывать, но кто читал оригинал, думаю, — оценит. И очень здорово, что у Керученко исповедь главного героя не превратилась в протокол, ну или, как часто получается с “Кроткой” в кино, в следственный эксперимент.

Действующие лица и исполнители:
Он: Заслуженный артист РФ Игорь Гордин
Она: Елена Лямина
Лукерья: Марина Зубанова

Все актеры хороши, но особенно точно в мое ощущение главной героини попала Лямина.


Главного героя я видел немного иным, но и вариант Гордина более, чем убедительный. Лукерья же — самый загадочная для меня роль. К игре Зубановой вопросов нет, образ получился узнаваемым и настоящим. Но введена в действо она как-то странно, иногда она очень “на месте”, а иногда — как “перебивка” между сценами.


Что не понравилось

Какие-то явные сексуальные коннотации к месту и не к месту. Возможно, это особенности “женского” восприятия режиссёра, но вот полусорванное платье главной героини... К чему это? Зачем? Эмоционально конечно задевает, но я вот замер в напряжении, неужели и тут будет обнаженка?


Нет, ее, слава богу, не было, но Ларс фон Триер мне вспоминался еще не раз. Встает вопрос — для чего все это? Почему когда в оригинальном тексте:


  • “ И я понимал вполне мое отчаяние, о, понимал! Но, верите ли, восторг кипел в моем сердце до того неудержимо, что я думал, что я умру. Я целовал ее ноги в упоении и в счастье. Да, в счастье, безмерном и бесконечном, и это при понимании-то всего безвыходного моего отчаяния! Я плакал, говорил что-то, но не мог говорить. Испуг и удивление сменились в ней вдруг какою-то озабоченною мыслью, чрезвычайным вопросом, и она странно смотрела на меня, дико даже, она хотела что-то поскорее понять и улыбнулась. Ей было страшно стыдно, что я целую ее ноги, и она отнимала их, но я тут же целовал то место на полу, где стояла ее нога. Она видела это и стала вдруг смеяться от стыда (знаете это, когда смеются от стыда). Наступала истерика, я это видел, руки ее вздрагивали, - я об этом не думал и всё бормотал ей, что я ее люблю, что я не встану, "дай мне целовать твое платье... так всю жизнь на тебя молиться..." Не знаю, не помню, - и вдруг она зарыдала и затряслась; наступил страшный припадок истерики. Я испугал ее.”


то на сцене надо показывать практически силовую попытку истребования исполнения “супружеских” обязанностей?



Или для чего периодическая буффонада Лукерьи? Зал хихикает, но что хотел режиссер? Чтоб зритель не перенаппрягся? Или это попытки режиссера таким образом перенести "психологически" действие из девятнадцатого века в двадцать первый. Сейчас и правда, целовать “следы на полу” не будут, а вот выразить "любовь" проявляя активную "настойчивость" — вполне себе правдоподобно. "Прикольнуться" во время "исповеди"? Сам наблюдал такое не раз, да и творил. Но так ли необходимо подобное себя "узнавание"? Мне кажется, что нет, вполне хватило бы "вечных" тем. Но, режиссёру, возмможно, виднее. Мне же постановка и как есть — понравилась. По возможности, схожу на “Кроткую” еще раз. Ниже даю ссылки на запись спектакля, но вживую он — лучше, сильнее.

В 2011 году спектакль "Кроткая" по повести Ф.М.Достоевского стал победителем в номинации "Лучшая мужская роль" на Всероссийском театральном фестивале "Золотая маска". По сюжету повесть “Кроткая” - это трагическая история любви, которую рассказывает муж у гроба жены за пару часов до этого выбросившейся из окна. Главный герой пытается разобраться с собой, с тем, что случилось, понять, как такое могло произойти и почему. Повествование идет в форме внутреннего диалога:


  • “ Косность! О, природа! Люди на земле одни - вот беда! "Есть ли в поле жив человек?" - кричит русский богатырь. Кричу и я, не богатырь, и никто не откликается. Говорят, солнце живит вселенную. Взойдет солнце и - посмотрите на него, разве оно не мертвец? Всё мертво, и всюду мертвецы. Одни только люди, а кругом них молчание - вот земля! "Люди, любите друг друга" - кто это сказал? чей это завет? Стучит маятник бесчувственно, противно. Два часа ночи. Ботиночки ее стоят у кроватки, точно ждут ее... Нет, серьезно, когда ее завтра унесут, что ж я буду?”


Трейлер спектакля:


Запись спектакля “Кроткая” МТЮЗ

Акт 1


Акт 2


Фотографии с сайта МТЮЗ.

PS

Конечно, отдельная тема - чтение рецензий на спектакль. Иногда закрадывается ощущение, а читали ли критики Достоевского, а смотрели ли они спектакль?

http://moscowtyz.ru/krotkaya
http://www.smotr.ru/2009/2009_tuz_krotkaya.htm
http://www.elenet.su/event/66/


promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

?

Log in

No account? Create an account