Previous Entry Share Next Entry
Новый московский драматический театр. «Чтение для впавших в уныние»
Солнечно
dzeso

Билет на «Чтение для впавших в уныние» был одним из подарков мне на день рождения. Сам бы наверняка не пошел, хотя бы из-за месторасположения театра http://newteatr.ru, пусть в реальности последнее оказалось и не так страшно, как выглядит на карте, где хоть и написано, что это метро ВДНХ, но на самом деле там пара кварталов до МКАД. А театр хороший, ностальгичный, желтенький, в здании классического сталинского ДК и с легкой примесью абсурда. А как еще назвать рекламный постер в фойе: "Сороковой сезон на новой сцене!"?


Рядом с театром есть "советская" булочная, где все как в детстве: и чудесная выпечка, и деревянный стеллаж, и продавщица… А вот в театральном буфете пирожки уже «современные», выглядят ничего, а на вкус - дрянь. Но можно совмещать, купить втихаря снаружи, а потом с чаем есть внутри. Хотя это и хулиганство.
Представление давалось на малой сцене (Мастерская). Совсем небольшое помещение, и правда, как театральная мастерская в вузах. В зале простые лавки, белый задник–экран и длинный деревянный стол из досок. Картина сразу что-то напомнила:

Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. Санта-Мария делле Грацие, Милан

Пересчитал стулья. Тринадцать. Один так и оставался незанятым все время спектакля. Ну вот, собственно, и все. Вышли люди, у каждого в руках по томику «Современного патерика» Майи Кучерской:

Обложка книги

Расселись, начали читать.


Полтора часа на одном дыхании.


Был только один момент, царапнувший. Та самая злосчастная сказка о православном ёжике. Вот чтоб сразу закрыть тему... В книге сказка приводится в контексте пародии на катехизисно-дуболонную детскую православную литературу. И в таком варианте история православного ёжика органична и понятна. Да, катехизисное дуболомство есть, и это проблема для РПЦ. Может в чуть менее язвительной форме, но я не раз обсуждал подобные вопросы с людьми верующими. Нормально там все, да что там говорить, вот сама сказка целиком:

[1. История о православном ежике]1. История о православном ежике
В корнях старого дуба жил в своей норке один православный ежик. А белочка наверху в дупле была неправославная.
— Милая белочка! — не раз обращался к ней ежик. — Ты не православная. Опомнись! Тебе необходимо креститься в нашей речке.
— Но я боюсь воды, — отвечала белочка, звонко разгрызая орешек.
— Надо преодолеть боязнь.
Но белочка никак не могла постичь той великой пользы, которую получит ее беличья душа после обращения в истинную веру.
Со временем ежик крестил всех зверей, жучков и паучков в лесу и всех научил одной простой молитве. “Что бы ни случилось, что бы ни произошло, объяснял ежик, — надо лишь повторять: “Слава Богу!”. Даже белочка выучила эту нетрудную молитву. Ежик научил ее креститься лапкой и велел, уцепившись покрепче хвостом за ветку, класть поклоны на восток. Делать поклоны белочка соглашалась, она вообще любила физические упражнения, но вот окунаться в речку, даже ради крещения, по-прежнему отказывалась.
Однако тут Бог послал ежику помощницу в его миссионерских трудах. К норке ежика, прятавшейся в корнях дерева с дуплом белочки, прилетела Божья коровка. На головке у Божьей коровки был повязан платочек в горошек, в руках она держала четки из таких же черных горошинок, вид у нее был очень смиренный. Ежик поведал коровке о своих бесплодных попытках уговорить белочку креститься.
— С тех пор, — сказала Божья коровка, — как я узнала, что я не простой жучок, а коровка, да еще и Божья, я непрестанно молюсь Богу. Поверь мне, белочка, нет ничего слаще жизни во Христе и молитвы по четкам.
Но белочка и слушать ничего не желала, все так же прыгала, щелкала орешки и хихикала.
— Кажется, я придумал! — запрыгал вдруг обычно степенный и серьезный ежик.
Через несколько дней он смастерил замечательные четки. На длинную нитку ежик нанизал орешки и показал четки белочке.
— Они будут твои, как только ты преодолеешь свой страх, — сказал ежик.
Белочка тут же оказалась у самых корней старого дуба. Все трое — ежик, белочка и Божья коровка отправились на речку, протекавшую неподалеку от земляничной поляны. Всю дорогу белочка дрожала и хотела вернуться, но ежик показывал ей ореховые четки, и белочка шла вперед.
Наконец они добрались до их речки. Божья коровка вызвалась быть крестной матерью, а ежик крестным отцом. Они погрузили белочку в воду, прочитали необходимые молитвы, но когда дочитали их, увидели, что белочка уже не дышит. Она захлебнулась!
— Ничего! — махнул лапкой ежик. — Слава Богу!
— Да, — согласилась Божья коровка. — Ведь она умерла православной. Слава Богу!
— Слава Богу! — подхватили вокруг все листья, цветы, птицы, жучки, звери и черненькие козявочки.


А вот к ней "предисловие":


  • Назидательные рассказы для чтения в воскресной школе


А вот послесловие:

Вопросы и задания после текста.

1) Одобряете ли вы поведение ежика и Божьей коровки?
2) Как вы поступили бы на месте ежика? На месте белочки?
3) Разыграйте историю в лицах.


А вот еще одна “назидательная сказка”:

[2. Истинное покаяние]2. Истинное покаяние
Витя Иванов был плохим христианином. Не слушался учителей, не учил уроков, обижал девочек, дрался на переменах. Он приносил в школу то жвачку, то рогатку, то трубочку и пулялся во всех жеваными бумажками, а под Новый год приволок петарды и взорвал их прямо под окном директора. В общем, Витя был хулиганом. Несмотря на то, что учился в православной гимназии.
Много раз учителя пытались образумить его, повторяя ему, что дурное поведение не доводит до добра, но упрямый Витя не желал их слушать!
И что же? Вскоре у Вити заболела раком мама, потом ослепла сестра, потом парализовало бабушку и сгорел дом, а сам Витя, прыгая по лестнице, сломал ногу. Лишь в больнице, лежа в гипсе, с подвешенной к потолку ногой, Витя понял, как он был не прав. “Прости меня, Господи!” — воскликнул Витя, орошая подушку горькими слезами. В ту же секунду его мама поправилась, сестра прозрела, бабушка поднялась с кровати и пошла, знакомые подарили Витиной маме новый дом (у них оказался лишний), а Витина нога немедленно срослась. Врачи только руками развели.
Вот что значит, дети, истинное покаяние!

Вопросы и задания после текста.

1) Почему Витина мама заболела раком, сестра ослепла, а бабушку парализовало?
2) Истинным ли было покаяние Вити?
3) Когда вы в последний раз были на исповеди?



И ничего, кроме боли за РПЦ, в этих сказках я не вижу. Другое дело, что и в этой постановке сказка была дана вырванной из контекста, отчего на фоне остальных историй казалась чужеродным элементом, добавленным для «перчинки», для вирусного маркетинга, для скандализации. На мой взгляд, убери оный и станет только лучше.

Почему лучше? Потому что прочие истории очень живые, жизненные и светлые. Уходишь со спектакля внутренне озаренным пусть чужой, но верой. И мне почему-то кажется, что и парни, играющие, и сама Майя Кучерская, и режиссер Вячеслав Долгачев, все они тут только проводники, и происходящее как на сцене, так и в книге случается помимо их воли. Почти. Потому что когда они от себя пытаются добавить, то получается, увы, «ёжик».

Майя Кучерская

Что касается автора, то даже хочется извиниться перед ней. Хотя она мне все так же продолжает не нравиться, и то, что она говорит в интервью, мне не нравится, и образование мне ее не нравится, но это личное мое отношение.

М. Кучерская и прот. Димитрий Смирнов. Диалог под часами

Я тоже кому–то не нравлюсь, что уж тут поделаешь. Но в истории с ёжиком вины ее нет. Тут уж спасибо надо сказать «криэйторам», они так увидели, поняли и воплотили. Майя же Кучерская написала хорошо, талантливо, по-доброму, про живых людей и для людей.

Мнения и на спектакль, и на книгу очень разные. От восторженных, до проклинающих. Ну конечно особенно ярко выступают «ёжики», причем с обеих сторон. Ну и «слава богу», как говорится.


Людям, не чуждым православной культуры, ну или столичным, желающим понять реальную жизнь, как за МКАДом, так и в его пределах, сходить стоит. Не "столичным"? Думаю они и так это все знают, еще и своего могут прибавить. Приходилось мне от них куда более жесткие истории слышать, циничные, страшные, беспросветные. А тут, с любовью и верой рассказано о живой РПЦ, состоящей из живых людей, таких же как все: грешных, слабых, заблуждающихся, но верующих и старающихся «идти» вверх, а не вниз. Идти как могут, а не как «правильно».


Побольше бы такого театра, побольше бы таких книг, может и исчезли бы у людей «паутинки с черточками» из восприятия мира.

Так что не пожалейте времени, сходите. Цена билета рублей 400 всего.

PS
И вот что странно, так понравившуюсь истороию из спектакля про «паутинки с черточками» в печатном издании найти не могу. Зато вспомнил, за что Кучерскую невзлюбил. Она в "Литературной матрице" о Некрасове написала главу. Вот уж где Бога нет, и вся "красота" внутреннего мира раскрывается. Взрослому-то читать неприятно, а она так к детям обращается:


  • «Избитая, униженная, лишенная родственных связей с мировой и отечественной поэзией, некрасовская Муза начала нашептывать своему мучителю, что ничего доброго в этой жизни нет и быть не может.»


Хотя и тут Кучерской вынужден отдать должное, она хотя бы рассказывает о литературе, а не о том, с кем и сколько раз классик переспал, о чем радостно рассказывают детям ее соавторы по "Литературной матрице". Но это отдельная и грустная история.


Posts from This Journal by “Театр” Tag


  • 1
Почему прийти в театр со своими пирожками - это хулиганство?

Потому что — капитализм. В капитализме это форменное хулиганство и нарушение устоев общества :)

Может я слишком предвзят, но личность автора никак не даёт мне смириться с Ёжиком. Всё мнится мне провокация, всё чуется мне лукавство за этими благостями...

Может для этого прот. Димитрий Смирнов ее пригласил и побеседовал?

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Стихотворение отличное, но я вот не понимаю, о чем оно.

"Когда строку диктует чувство, <-----------
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба."

То есть, иногда, талантливый человек пишет что-то, что он чувствует, а не понимает. Он как бы транслирует что-то внешние, то, что он улавливает благодаря своему таланту и может сформулировать для других. И когда:

" строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба," <-----------

Автор пишет что-то вопреки своей воли, и вопреки собственным сознательным убеждениям. Мне кажется, что тут именно такая ситуация.

Edited at 2015-04-04 09:49 am (UTC)

Хм, тогда почему ты ругаешь некоторых авторов, когда они что-то нехорошее пишут про страну и людей, может они вопреки своей воле пишут?

Очень мало тех, кто пишет вопреки своей воле. Ну и я стараюсь все же больше за содержание ругать, а не за авторство. тут же мне просто кажется, что авторы и актеры, не разделяют до конца те посылы, что озвучивают. Что добро из них помимо воли вырывается

Там же неподалёку ещё этнографический театр есть. Можно развить и закрепить замкадышную тему ;)
З.Ы. А булочную с советских времён грузины держат, но сейчас она-жалкое подобие былого праздника вкуса.

Edited at 2015-04-06 07:58 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account