Previous Entry Share Next Entry
еТанго #115. Фауст Гёте, как пособие для танцующих танго
Солнечно
dzeso

Сила классической литературы в ее многослойности, в том, что даже вырванные из сюжетного контекста фрагменты часто являются самостоятельными произведениями. Глубокими, поучительными, интересными, осмысленное прочтение которых может сильно упростить жизнь. И Шекспир, и Пушкин, и Чехов, и Достоевский, и многие кто еще в буквальном смысле являются "энциклопедиями нашей жизни". Причем не «вообще», а «чисто конкретно». И в качестве примера, ниже покажу что начинающие, и не только, тангерос могут почерпнуть из Фауста Гете (пер. Пастернак, фрагмент Первой части. Ночь. Диалог Вагнера и Фауста) о танго, о московском танго сообществе и вообще. Ну а для иллюстрации жизненности текста, мой “Фауст”, он же Хуан:

Мой "Фауст" Хуан Каприотти

Начальные наши диалоги с Хуаном были очень похожи на описанный Гете, где я, естественно, был в роли Вагнера. Но при всей заманчивости написать про себя, прокомментирую текст все таки про “вообще”:

Вагнер
Простите, не из греческих трагедий
Вы только что читали монолог
Осмелился зайти к вам, чтоб в беседе
У вас взять декламации урок.


В танго подобное обычно происходит так: "Мне так нравится как вы ходите (/обнимаете/делаете болео/ганчо/и далее по списку). Я бы тоже так хотел, поэтому прошу вас дать мне на эту тему пару уроков". И неважно, что шаг, музыкальность, или интересующие "фигуры" - это следствие базовой техники. Что без понимания как и что устроено, пусть даже и интуитивного, парная импровизация невозможна. Это язык, как ему научить за пару уроков? А если изучить какой-то отдельный фрагмент языка, то что? Что с этим дальше делать? И мне вот интересно, а к музыкантам обращаются с просьбой научить играть конкретный аккорд? А к художникам за умением рисовать нос? В танго же подобное почему-то почти повсеместная практика и даже в программах мастер-классов так и пишут: "научим рисовать как Моне за полтора часа", "секреты старых милонгеро", "шаг от Х", или "4/5/10/100500 вариантов хиро"...

Чтоб проповедник шел с успехом в гору,
Пусть учится паренью у актера.


Не менее удивляет ситуация, когда при желании иметь успех на милонгах, уроки берут у звезд шоу-программ. Конечно, от любого занятия может быть польза, но если хочется успеха на милонгах, на мой взгляд, все же лучше лучше искать педагога, чьи ученики имеют успех на милонгах. Ну или того, кто сам "звездой" милонг является, нет? Уроки же от шоу-артиста, скорее способны как-то содействовать успехам на сцене. Хотя и это вряд ли. Сценическим танго нельзя заниматься пару уроков, оно требует долгого и упорного труда и все той же базовой техники. Да-да, и в сценическом танго есть базовая техника, просто немного другая. Так что все уроки по шоу элементам, что я видел, были просто выброшенными на ветер деньгами и временем

Фауст
Да, если проповедник сам актер,
Как наблюдается с недавних пор.


Сарказм о том, как часто место преподавателя занимается актером, играющим роль преподавателя. Оно понятно: деньги, женщины, все дела, но увы, на выходе будут ученики, изображающие танцующих.

Вагнер
Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки.
Как управлять нам паствой незнакомой,
Когда мы от нее так далеки?


Часто слышу разговоры про "много лет в танго», о "километрах на танцполе", "стоптанных башмаках" и "просиженных" милонгах, о том, как зарплаты не хватает на оплату частников, которые берутся у всех заезжих маэстрос, и том, что только в Буэнос-Айресе можно научиться секретам «старых милонгеро». Но на милонгах почему-то с таким "знатоком" часто танцуют потенциальные "даватели частников" и «друзья». Вот странно, почему так?

Фауст
Где нет нутра, там не поможешь потом.
Цена таким усильям медный грош.


Это основной момент, который как мне кажется, стоит понять желающему научиться танцевать аргентинское танго. Если непонятна идея, если нет желания разбираться с принципами, то что будут «километры на танцполе», что нет, толку от этого будет чуть. Нет, через ноги, конечно, до некоторых голов доходит понимание, но судя по тому, что я наблюдаю, происходит это не часто. Но в этих двух строчках намного больше смысла, чем в моей интерпретации. К примеру, если вы не хотите "творить" в танце, если вас не манит "общение" и желание "понять", то какая бы у вас не была техника (которая зарабатывается, кстати, только трудом, купить технику не получится), каков бы ни был статус в социальной иерархии (имеется ввиду "селебрети"), то вы потратили часть своей жизни зря. Ни вы не будете получать удовольствие от танца, ни с вами его получать не будут.


А ради чего тогда учеба, траты?

Лишь проповеди искренним полетом
Наставник в вере может быть хорош,


Выбирать учителя нужно не столько по "безупречности кренделей", сколько по его пониманию сути танго и возможности эту суть передать вам. Учитель должен верить в то, что говорит, и любить то, что делает. А если даже он супер-профи, но вы для него всего лишь деньги, то это - другой путь. И я его советовать могу лишь тем, кто понимает на что идет. А начинающему, мой совет, лучше держаться от такого профи подальше.

А тот, кто мыслью беден и усидчив,
Кропает понапрасну пересказ
Заимствованных отовсюду фраз,
Все дело выдержками ограничив.


В применении к танго имеется ввиду изучение связок и фигур. Особенно наглядно это видно на фестивальных мастер классах...

Он, может быть, создаст авторитет
Среди детей и дурней недалеких,
Но без души и помыслов высоких
Живых путей от сердца к сердцу нет.


... которые возможно и будут хорошо продаваться, но толку от них для посетивших будет чуть. Порочность ситуации в том, что псевдоучитель плодит псевдоучеников, те создают псевдомилонги, на которых начинается псевдожизнь. Но танго не может быть псевдо и оно умирает. Это называется ухудшающий отбор, и кому интересно, то классическая работа Джорджа Акерлофа "Рынок "лимонов": неопределенность качества и рыночный механизм" популярно объясняет что это такое и как он действует.


Вагнер
Но много значит дикция и слог,
Я чувствую, еще я в этом плох.


"Да-да, я это все понимаю, но знаете, мне не интересна ваша теория, мне просто хочется научиться шагать как вы. Скажите, для этого лучше на пятку наступать или на носок?" Такого ученика очень сложно чему-то научить.

Фауст
Учитесь честно достигать успеха
И привлекать благодаря уму.
А побрякушки, гулкие, как эхо,
Подделка и не нужны никому.


Ему объясняешь, что танго - это контакт, это взаимодействие и партнерство. Что пока он не управляет собственным телом, все эти агухосы и ганчо выглядят жалко. Что партнерша(-ер) от него(нее) ожидает объятия и совместное движение. Что это первично...

Когда всерьез владеет что-то вами,
Не станете вы гнаться за словами,
А рассужденья, полные прикрас,
Чем обороты ярче и цветистей,
Наводят скуку, как в осенний час
Вой ветра, обрывающего листья.


Что мало кому интересен фитнес и 18 болео в минуту. Что все его пять связок через две мелодии начнут наводить на партнершу скуку. Ровно как и попытка сделать украшения на каждом шаге, скорее напоминает партнеру "беспокоящий огонь", чем украшает танец. Но смотришь на танцпол, а там одинаковые связки не в музыку "Наводят скуку, как в осенний час/Вой ветра, обрывающего листья."


Вагнер
Ах, господи, но жизнь-то недолга,
А путь к познанью дальний. Страшно вчуже!


"Ой ну вы так много говорите, а я просто хочу научиться танцевать. Скажите лучше куда мне ставить ногу и какая последовательность движений. У меня нет времени для этих ваших теорий. Я ценю свое время и хочу, чтобы со мной не болтали, а занимались". Все, что в кавычках и тут, и выше, - это не вымышленное, а почти прямое цитирование услышанного на уроках. И, кстати, барышня, которая не имела времени на разговоры, за три года так и не затанцевала. Вижу ее на милонгах все реже и понятно почему.

И так уж ваш покорнейший слуга
Пыхтит от рвенья, а не стало б хуже!


Да-да, еще больше частников, еще больше мастер-классов. Зачем думать, когда трусить надо?

Иной на то полжизни тратит,
Чтоб до источников дойти,


И каждый день на милонги, и на последние деньги в Буэнос Айрес... Но все равно "успеха" на милонгах как не было, так и нет

Глядишь, - его на полпути
Удар от прилежанья хватит.


И многие ломаются, и убеждают себя, что им «не дано», или что танцуют только с блондинками до 25-ти.

Фауст
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.


Но и "блондинки до 25" этой жажды не утолят. Это все выдумки и самооправдания, чтоб избежать честной встречи с самим собой, с собственным неумением жить, любить и платить собой. Проще сказать, что кто-то виноват: блондинки в миниюбках, снобизм тусовки, зазнайство партнеров, низкий уровень и так далее. И наверно это все есть, только платить собой все равно придется, но уже дороже, потому что “скупой платит дважды”. И одиночество, тоска, и потеря смысла и являются формой такой расплаты с процентами.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.


А ведь все просто. Большинство секретов танго передают мамы своим детям. Ну или папы, или бабушки. Вы на самом деле изучали танго когда учились ходить, любить, общаться и делиться. И в вас самих есть почти все ответы, вот только давно ли вы их искали в себе? А вообще, когда вы в последний раз заглядывали в себя? Кто вы и что у вас внутри?

Вагнер
Однако есть ли что милей на свете
Чем уноситься в дух былых столетий
И умозаключать из их работ,
Как далеко шагнули мы вперед?


Да, заглядывать в себя, страшно, причем чем дальше, тем больше. Куда проще, например, написать что-нибудь на форуме. Поспорить про каденции и метатарсы. Заклеймить "еретика", унизить новичка.

Фауст
О да, конечно, до самой луны!
Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить ее семи печатей.


Критичнее смотрите на рассказы об истории танго. На русском языке нет нормальных работ с источниками, с хоть какими-то следами историографии. Увы. Смотрите на популярные лекции как на форму народного творчества, как на русские былины, как на Энеиду с Одиссеей, ну или легенды о рыцарях Круглого стола.

А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают.


А с теми, кто знает как “на самом деле”, какая музыка “правильная” и что надо сделать, чтобы собрать “классическую” танду, не спорьте. Улыбайтесь им, соглашайтесь, и не огорчайтесь, если вдруг ваш любимый оркестр заклеймят “фигней” ну или скажут вам “что вы еще не доросли до права судить о Танго”. Даже у таких людей можно узнать много интересного, ну а оценочные суждения… Они же не от хорошей жизни обо всем судят, видимо болит что-то внутри. И если не получается возвыситься за счет успехов, они пытаются делать это за счет опускания “новичков”.

Как представляем мы порядок древний?
Как рухлядью заваленный чулан,


И ваше понимание танго вовсе не должно быть тождественно знанию наизусть дискографии оркестров. И даже то, что вы не знаете как звали вокалистов Пуглиезе, вовсе не означает, что вам нельзя восхищаться Recuerdo. Ровно как и все эти названия элементов. По большому счету, многие аргентинцы их знают хуже европейских “специалистов”. Понимать танго - это его танцевать.

А некоторые еще плачевней, -
Как кукольника старый балаган.
По мненью некоторых, наши предки
Не люди были, а марионетки.


В танго-среде среди “профессоров” правда обратный эффект: "вот раньше были старые милонгеро. Ого-го какие! А новые уже не то. Даже вот те, кто лет десять назад начал заниматься, те - да, а новички…". Давайте обстебем их по радио, в комментариях форума, а лучше вслух прокомментируем на милонге. С другой стороны, есть старожилы у кого и лекции по истории интересные, и к новичкам уважительное отношение. Люди разные.

Вагнер
Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос,
Чтоб знать ответ на все свои загадки.


Хотя все чаще приходится сталкиваться с более прагматичным взглядом на мир: "К черту эти рефлексии. Я заплатил за урок и Я хочу, чтобы МНЕ объяснили. Я много занималась, Я заплатила за милонгу и хочу чтобы со МНОЙ танцевали..."

Фауст
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.


Что значит должны? Что значит хочу? Кто - "ТЫ"? Так танго-культура или Макдональдс? Покупка книжки означает, что ее автор обязан вам что-то объяснить? А билет на концерт Стравинского подразумевает возврат денег, если услышанное вас никак не тронуло? Ну а когда идет речь о желании танцевать танго, что имеется ввиду? Возможность познакомиться с блондинкой или желание поделиться своими ощущениями с кем-то?

Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней.


И вот опять к “профессорам” возвращаемся, к тому, как с удовольствием они топчут все, что от них отличается. Но не надо огорчаться, если вы "попадаете под раздачу". В обществе необходимы консерваторы, и уж так биологически повелось, что барышням роль сия дается особенно хорошо. Другое дело, что в танго ни сжечь, ни распять, ни даже навалять не могут. Самое страшное - с вами перестанет танцевать определенная часть “селебрити”. Но эта как раз та часть, без танцев с которой вам будет только лучше. Поэтому смело старайтесь проникать в суть, экспериментировать и искать новое. Все, из кого “селебрити” делает иконы, были экспериментаторами и смутьянами.

Но мы заговорились, спать пора.
Оставим спор, уже довольно поздно.

Вагнер
Я, кажется, не спал бы до утра
И все бы с вами толковал серьезно.
Но завтра пасха, и в свободный час
Расспросами обеспокою вас.
Я знаю много, погружен в занятья,
Но знать я все хотел бы без изъятья.


"это все конечно понятно, но все таки научите меня рисовать нос музыкальности"

(Уходит)

Так и живем. Читайте классику. Экономьте деньги.

http://www.etango.net

Posts from This Journal by “еТанго” Tag


  • 1
очень здорово написано! спасибо вам. Я недавно вас читаю и каждый раз это особое удовольствие от попадания в точку.

Спасибо на добром слове

Хочу присоединиться к благодарности. Тоже читаю с огромным удовольствием. Отдельное спасибо - за столь системный стиль преподнесения информации))
А по поводу самого поста... Все так, но, может быть, это происходит от того, что технике и связкам, как ни крути, можно научиться. Да и под результатом разные люди понимают разное. А вот как научиться умению получать удовольствие? И что первично?
Вопрос, конечно, риторический ))
"И две души живут во мне, и обе - не в ладах друг с другом..."


Ну или от того, что связки проще продаются. Ведь как продать умение "понимать" другого? Как его измерить? Как оценить? А со связками - все просто, "ногу сюда, руку сюда, поворот". Смотрим похоже на оригинал? "Получите и распишетесь..."

Хотя нужно и то и то, конечно. :)

За "умением понимать другого", как правило, ходят не на танцы, а на тренинги, которые тоже неплохо продаются )))

Увы, там тоже продаются "схемы".

Много философии, сложных вдохновенных идей... Но что такое "затанцевать"? Что такое "понимать танго"?

Люди приходят чтобы их "научили красиво", или "чтобы нравилось зрителям", или "чтобы нравилось девушкам". А им - про язык, про делиться, про танцевать "настроение". Кто-то сердится, кто-то пропускает мимо ушей и старательно зубрит как надо ставить ноги и держать руки. Учителя разочаровываются, и размениваются на почасовые уроки "как сделать ганчо вот так высоко", потому что приятно когда приходят и платят, и стараются, даже если учишь не тому что важно.

Получается пропасть, которую пытаются пересчитать на частные уроки, на уроки с "маэстро" (что такое маэстро - вообще отдельная проблема), на поездки в Байрес и прочие мекки. Если фитнес, зубрежка оркестров и вокалистов, испанские термины, и умение ставить ногу - не то что надо чтобы танцевать - то что надо-то? Ходить все умеют, но почти никто не понимает как это сложно - ходить, насколько это непростое умение и как это умение можно и нужно развивать. И как оно связано с тем "красиво" которое происходит на милонгах.

Невозможно же в одном посте ответить на все вопросы о танго, ведь так? :) "Затанцевать", это как заговорить на иностранном языке, ну и "понимать" — аналогично, то есть быть в состоянии понимать смысл говоримого другим. Причем это не только о танго, это вообще, и о чтении постов - тоже.

Ко мне уже лет пять приходят люди, и большинство с первых занятий с удовольствием слушает "про язык, про делиться, про танцевать "настроение". Люди разные, и учителя разные, и потребности разные. Пост же для кто хочет "заговорить".

Люди часто не знают как танец может быть языком. И зачем оно нужно.
С теми кого интересует "заговорить" общаться легко, с теми кого интересует строго "красиво", говорить не получается. Но ведь есть еще и третья категория: люди которые набрели на нечто новое для них, кому нравится музыка и обниматься, кто готов учиться хотя и не вполне понимает почему это должно быть так сложно.

Потому и вопрос: как обьяснить тем кто просто не понял еще что есть такая штука как парная импровизация в системе, и это интересно, эмоционально, и вообще соль всего? Как построить мост над пропастью?

Edited at 2015-04-30 02:18 pm (UTC)

Танго разный...

Юрий, Большое Спасибо за мысли!!!
С АТ всего полгода, имею некоторый опыт в танцевании в целом (спортивные бальные танцы, десятка, 9 лет, продолжаю), но именно этот опыт. сформированный 1000-кратными повторениями базовых и вариативных элементов (в том числе в спортивном танго) и сидящий в памяти мышц, зачастую приводит к ощущению того самого гадкого утёнка, которому подрезают на занятиях АТ спортивные (агрессивныые, динамичные, жёсткие) крылья... Но читая Вас, понимаю возможность создавать своё - свой стиль, своё ощущение, свою музыкальность, не смотря на "фи" некоторых адептов АТ. Хочу, что бы мой Танго ассоциировался с мужеством, силой, напором... Не менее интересным оказалось экспериментирование по взаимопроникновению спортивных танцев в АТ и наоборот: как пример - в рабочую вариацию спортивного танго вставил отдельные элементы из АТ, получилось весьма интересно и динамично. Из квикстепа в АТ-милонгу также перенёс отдельные элементики и в целом не без успеха. Труднее всего даётся АТ-вальс (с учётом "мозгового давления" со стороны венского вальса), но это даже интереснее!!!
Танцуем дальше!!!
Ещё раз Спасибо!
И жду новых статей...

Re: Танго разный...

Спасибо на добром слове

  • 1
?

Log in

No account? Create an account