Previous Entry Share Next Entry
Марк Сидоний Фалкс, Джерри Тонер. Как управлять рабами
Солнечно
dzeso

Прочел рецензию на книгу Джерри Тонера «Как управлять рабами. Советы античного топ-менеджера» случайно. Вообще, давно перестал следить за подобной литературой для ублажения эго (так и хочется сказать, что — рабов, но нет, правильнее пока будет говорить о потребителях). Все эти «Дао управленцев», «Стратегия победителя: мастер-класс Чингисхана» и прочие рецепты по «трансмутации» “необразованности и лени” в “господство над миром” — от лукавого. Они вместо пользы, уводят людей от реальности в виртуальные миры «матрицы». И уж если до конца называть вещи своими именами, то подобная литература становится одним из способов порабощения. Во времена Римской империи силой порабощались тела, ну а сейчас, лукавством — души. Может, кстати, именно поэтому заголовок и цепанул, да так, что решил посмотреть, а кто же это нас “жизни учит”. И вот тут-то и начались неожиданные открытия.

Джерри Тонер, автор, говорящий в книге от лица римского патриция.
А ведь он и выглядит как патриций. Для сравнения слева в углу бюст Цезаря


  • Джерри Тонер оказался доктором наук, профессором, руководителем исследований по античной филологии в Кембриджском университете, преподавателем там же факультета античной литературы. После защиты докторской диссертации по античной литературе в Кембриджском университете он в течение 10 лет был инвестиционным менеджером в лондонском фонде фондов и управлял активами на 15 миллиардов долларов.


Такой человек, как мне кажется, понимает толк в управлении вообще, и рабами — в частности. И, кстати, от молодых, и не очень, «интеллектуалов» регулярно слышу: «Учите физику и математику! Всё остальное - НЕ науки!». Да, возможно это и не науки, только они позволяют управлять миллиардными активами, как финансовыми, так и демографическими. В том числе и сотнями миллионов прекрасно образованных «физиков», которых “НЕ ученые” вертят на «одном месте» как хотят. Но это так, к слову пришлось.

Мы же вернёмся к книге. Прочел за пару вечеров. Провокационная книжка. Многослойная. Вот вроде бы «стилизация», но римскому патрицию временами в уста вкладываются то слова биржевого спекулянта:


  • «Важно помнить, что ваши рабы — это ваши инвестиции, и немалые. Вы должны защитить вашу собственность от действий, могущих ее обесценить»


То — политика:


  • «владеть рабами было так же естественно, как сегодня — голосовать за консерваторов в Уилтшире»


Что, правда, не делает ее менее интересной и полезной для прочтения тем, кто интересуется реальной историей имперского Рима. Но это уже второй слой. Первый же, так это вполне себе практическое руководство по управлению, например «строительной бригадой». Кто сталкивался, тот увидит много знакомого, ну а кто нет — тем стоит ознакомиться. Затраты на покупку могут окупиться на порядки. Больно подумать, сколько бы я сэкономил денег во время ремонта, если бы просто следовал рекомендациям Марка Сидония Фалкса.

Третий слой достаточно изыскано гуманитарный. Автор размышляет о природе рабства, но не “рабства вообще” как «грек», а “по–римски” “чисто конкретно”. То есть именно так, как об этом размышляет актуальная западная элита:


  • «рабство есть то же, что социальная смерть»

  • «слово “раб” первоначально означало человека с характером раба»


Важно понимать, что рассуждения о рабах, это рассуждения в том числе и о нас, о не римлянах. Таков четвертый слой книги, где рисуются контуры и принципы устройства нового мира, в котором гуманизм если и останется как понятие, то относиться будет к достаточно узкому кругу «рабовладельцев», все остальное же население будет выведено за скобки «человечества» и станет частью “домохозяйств” новых патрициев. В пятом слое, показано почему и зачем отменяется христианство. В чем с ним проблема, чем оно не угодила патрициату и почему элита западного мир так его до конца и не принимала никогда.

Есть и другие слои в этой, вроде бы совсем простенькой и короткой книжице, читать которую наде не как филологическую шутку, не как забавную стилизацию под сборник исторических анекдотов, не как руководство для “чайников” и не как тайные протоколы постмодернистских мудрецов, нет. Это краткое бытописание прихода нового мира, возможно, изложенное немного иносказательным языком английского интеллектуала, но вполне себе откровенно и прагматично. Этакий манифест нового рабовладения. И все, что в ней описано, уже имеет прямые аналоги в нашей действительности. Да, пока часто это стыдливо называется немного иначе, но тем и хороша книга, что позволяет за мозаикой происходящего нащупать контуры целого.

Вот почему, если хочется понимать происходящее, и именно понимать, а не удовлетворяться иллюзией понимания, то прочесть книгу стоит. Повторюсь, автор очень не прост и пишет о крайне серьезных и фундаментальных вещах. Делает это прямо, так, как могут себе позволить специалисты по античности, финансовые аналитики и... господа. В результате получается очаровательный концентрат неполиткорректности в обертке патрицианской изысканности.

Ну а напоследок бытовая иллюстрация актуальности книги. Вот, что пишет о ней некий Т. Ю. Базаров. Причем специально сначала привожу полный список регалий последнего:


Базаров Тахир Юсупович


  • Базаров Тахир Юсупович — доктор психологических наук, профессор, бизнес-тренер, Председатель Экспертного совета и член Президиума Российского психологического общества, научный руководитель ИПП ВШЭ, автор и ведущий учебных программ. Научный руководитель Института практической психологии НИУ «Высшая школа экономики». Профессор МГУ им. М.В.Ломоносова. Заведующий кафедрой управления персоналом ИПК гос.служащих РАГС при Президенте РФ. Председатель Экспертного совета и член Президиума Российского психологического общества. Учредитель компании «Центр Кадровых Технологий — XXI век». Победитель Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической практике».


А теперь,собственно, фрагмент его отзыва о книге:

Если человек не способен к самостоятельному целеполаганию и ответственности за собственные решения и поступки, то кто он? И как поступать тому, кто призван управлять в этих условиях? При отсутствии внятных ответов из современных источников есть смысл обратиться к тем авторам, которые давно и весьма плодотворно исследуют эту тему.
Работа одного из них перед вами. Это римский патриций Марк Сидений Фалкс. Размышления автора интересны тем, что они основаны на его собственном опыте и наблюдениях. Он не перестает «удивляться тому, сколь часто ныне люди, облеченные властью, не имеют представления, как обращаться с теми, кто имеет счастье прислуживать им. Вместо этого они отчаянно стремятся снискать расположение тех, чья лояльность должна быть несомненной и безусловной…»
Примечательно, что автор пытается придать своим наблюдениям статус Знания. Он изучает, сопоставляет и развивает идеи многочисленных философов древности, включая самого Аристотеля, что дает ему основание утверждать:

«Знание того, как обращаться с людьми из социальных низов, приобретенное путем тщательного изучения моей работы, поможет обеспечить все необходимое для триумфального шествия к успеху и славе».


Каково? К работе кого, простите, Базаров рекомендует обратиться? Римского патриция Марка Сидения Фалкса? С “идеями многочисленных философов древности, включая самого Аристотеля” познакомиться? О как, “Включая самого Аристотеля”, не меньше! Хлестаков бы умер от зависти, услышав подобное. Ну а ответ на вопрос почему Базаров (а какова фамилия-то, как прям специально подобран рецензент) пишет такие странные вещи, мне кажется дан в Главе X “Проблемы с вольноотпущенниками”.

Так что, повторюсь в третий раз: если хочется понимать как устроен современный мир, какова мотивация политических игроков, почему события происходят так или иначе, ну или чем, к примеру, занимается ВШЭ, то книгу стоит прочесть вдумчиво и с карандашом. Главное не делать это как «бизнес-тренер». И деньги зря потеряете, и время.

Dixi



Posts from This Journal by “Книги” Tag


  • 1
Напрашивается аналогия с позицией Великого инквизитора.

Господин он господин и есть, как его не назови

Но самый главный и, я бы сказал - лукавый, вопрос в том, что перестав быть рабом кем стать? Господином? А захочешь ли ты тогда менять систему "раб-господин"? Это вопрос-вопросов, на мой взгляд

Ну автор книги, по-моему, однозначно себя позиционирует, и в этом смысле никаких лукавых вопросов не задает.

К автору книги у меня вопросов нет, у меня вопрос к людям, которые захотят скинуть таких вот господ - не станут ли они сами господами, вместо того, чтобы быть освободителями. Как в вьетнамской сказке (и советском мультике): "Мятежник пал! Да здравствует дракон!"

Ну так может и задать этот вопрос - этим людям? Сюда-то зачем писать?

система "раб-господин". Это вопрос-вопросов, на мой взгл

Не быть рабом - значит самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за последствия этих решений. Это значит быть СВОБОДНЫМ!
А Вы, извините, рассуждаете, как РАБ.

Как же хочется таким, как этот патриций, на деле осуществить свои устремления к господству. Аж книжки пишут о своих намерениях.

Большое спасибо! Дружим!

по поводу "Базовыми могут быть только естественные законы!" от пресловутого комментатора: естественные законы ещё предстоит открыть и доуточнить. Иначе наука будет лишена самого смачного - открытий.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account