Previous Entry Share Next Entry
О том, как рождаются иконы
Солнечно
dzeso


Какое-то время назад я рассказывал о своей знакомой, вдруг ставшей писать иконы. Теперь, когда я немножко разобрался в теме, понимаю, что говорить о том, что она иконы пишет не совсем правильно. Или нет, по-другому скажу, иконы «пишутся» тремя способами [Ильинская Б.И. «Секреты иконописца», 35-36]:

1. Делается копия существующей иконы, тут есть определенные особенности и правила при изменении масштаба или пропорции, но, в целом, это просто разные способы копирования изображения:


Фрагмент страницы из книги Б.И. Ильинской — «Секреты иконописца», стр. 44


Фрагмент страницы из книги Б.И. Ильинской — «Секреты иконописца», стр. 43

2. На базе нескольких образов делается собирательный, авторский рисунок


Фрагмент страницы из книги Б.И. Ильинской — «Секреты иконописца», стр. 36


Фрагмент страницы из книги Б.И. Ильинской — «Секреты иконописца», стр. 36

3. Создается новый образ


Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы (образ Владимирской иконы Божией Матери)

Так вот, знакомая моя пишет первым способом, под руководством своего наставника делая списки со существующих икон. А уж сколько там существует технологий «копирования» образов, как интересно используются современные технологии, и как этот вопрос решали раньше, все это заслуживает отдельного рассказа, впрочем как и о самом процессе написания икон.

Ну а тут просто хочу показать самый начальный этап рождения списка Владимирской иконы Божьей Матери, называемый переводом контуров рисунка с оригинала на новую основу, т.е на доску.

В таком переносе есть целый ряд тонких моментов, связанных с особенностями классической технологии написания икон. Дело тут в том, что написание иконы радикально отличается от привычного написания картины красками. В иконах используются «чистые» краски, то есть их не смешивают, а накладывают слоями. Итоговое изображение получается как сложение нескольких слоев разного цвета , которые просвечиваются один через другой. И стоит допустить ошибку, вся работа пойдет насмарку. Это справедливо и для переноса контуров: если сделать его неправильно, то уже на оконченной иконе вдруг проявятся первоначальные черновые штрихи, что случалось даже на иконах великих иконописцев:


Фрагмент страницы из книги Б.И. Ильинской — «Секреты иконописца», стр. 47

А зачем я это так подробно рассказываю? Чтобы стало понятно, почему перенос контуров для списка Владимирской иконы Божьей Матери выглядит так странно:


Этап перевода контура иконы

Конечно, во многом это еще и из-за того, что снимали это "на бегу" и телефоном. Чтобы как-то можно было разглядеть рисунок, перевожу в чёрно-белый вариант:



Но пройдёт какое-то время, в данном случае, думаю, несколько месяцев, и появится список, который будет выглядеть примерно так:


Современный список с Владимирской иконы Божией Матери

А вот оригинал:


Владимирская икона Божией Матери

По возможности буду стараться фотографировать как поэтапно будет проходить рождение иконы. Ну а кто нетерпеливый, то может посмотреть описание подобного "рождения" у иконописца Александра Айнетдинова.

А лучше всем заинтересовавшимся прочесть книгу Ильинской Б.И. «Секреты иконописца».


Posts from This Journal by “Иконы” Tag


  • 1
Возможно, я опять не в кассу, как обычно, но в этом есть смысл.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account