Previous Entry Share Next Entry
С.Ю. Куняев. «Любовь, исполненная зла»
Солнечно
dzeso
1005799629.jpg

Книгу Куняева увидел в комментариях к статье А.Волныца «Блудница и посудомойка». Решил посмотреть, но первую треть читал через силу. Количество чужого «грязного» белья, в котором с позиции «сверхчеловека» копался автор, превышало все мыслимые для меня пределы. Причем, как часто бывает со «сверхчеловеками», автор, на мой взгляд, от описываемых героев если чем и отличается, то только “цветом рубашки”. Долго не мог понять зачем он вообще это пишет, ну как так вообще можно? Но где-то со второй половины книги стало ясно, что текст для автора — своеобразный исповедальный крик души. Что–то терзает душу Куняева, но разбираться с этим он не хочет, возможно боится, пытаясь боль свою просто закричать, назначив попутно виноватыми всех, кроме себя.

Если начало книги пересилить, то дальше читать становится достаточно интересно. Много фактуры, о которой говорят редко. Другое дело, что верить автору “на слово” нельзя. Выискивая блох у других, он сам совершенно вольно относится к датам и фактам. Вот пример, причем сразу всего: и «грязного белья», и точности, и «фактологии»:


  • «Петров, в отличие от многих своих «сотоварищей по сексу», руки на себя не наложил и «пострадал» лишь в 1934 году, когда в Уголовный кодекс СССР была включена статья, наказывающая за педерастию, которая в среде поэтов и революционеров прижилась настолько, что до Сталина дошли достоверные сведения о «дореволюционных связях» министра иностранных дел Советской России Г. В. Чичерина с кумиром содомитов поэтом Михаилом Кузминым.»


Константин Сомов. Портрет М.А.Кузмина. 1909.jpg
Константин Сомов. Портрет М.А.Кузмина. 1909

В следующей части уже:


  • «Одичание и хамство» в новом обществе дошло до того, что в 1932 году в уголовный кодекс была внесена статья, наказывающая сексуальные «меньшинства в уголовном порядке.»


На всякий случай, "правильный ответ" — 1934 год, хотя фактически гонения начались раньше, в 1933. Ну и такими мелочами полна книга.

1. О чем книга

В аннотации сказано, что:


  • «Представляем новую работу Ст. Куняева — цикл очерков о судьбах русских поэтов, объединённых под названием «Любовь, исполненная зла…» Исследуя корни трагедии Николая Рубцова, погибшего от руки любимой женщины, поэтессы Дербиной, автор показывает читателю единство историко культурного контекста, в котором взаимодействуют с современностью эпохи Золотого и Серебряного Веков русской культуры. Откройте для себя впечатляющую панораму искусства, трагических противоречий, духовных подвигов и нравственных падений, составляющих полноту русской истории XIX-XX веков. Цикл вырос из заметок «В борьбе неравной двух сердец», которые публиковалась в первых шести номерах журнала «Наш современник» за 2012 год.»


В принципе так и есть. Начав с бытовой трагедии, Куняев пытается докопаться до ее корней, поднимаясь для этого на уровень трагедии русской культуры XX века. И тут можно дискутировать о деталях и оценках, но против мысли, что корни очень многих бед современности лежат в странном культурном надломе, произошедшем в конце XIX начале XX века, спорить сложно.

Но читать все равно противно. Чувствуешь себя в прачечной, на сортировке грязного белья.

2. Кто автор

7n1412.jpg
Станислав Юрьевич Куняев

Станислав Юрьевич Куняев (род. 1932) — русский поэт, публицист, литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник» (с 1989 года). Член КПСС с 1960 года.

Творчество Куняева я совсем не знаю. Его биография, с одной стороны, вызывает уважение, а с другой, там есть место и много чему еще. Например, антисемитизму с отрицанием холокоста, ну или карго–народничеству. Читая «Любовь, исполненная зла», возникало много вопросов и на счет православия автора, и по поводу политических взглядов, ну и о чисто человеческих качествах.

И хотя эрудиции и образованности автора, надо отдать должное, но вот кажется мне, это из-за того, что на «патриотической» стороне во время Перестройки оказались такие люди как Куняев, все так позорно и накрылось в 90-е. Ну а виноваты, конечно — другие, и, видимо, лично Анна Ахматова, о чем, собственно, автор и пишет.

3. Чем и кому полезна

Интересующимся историей Серебряного века и его влиянием на повседневность. И как бы неприглядно не выглядел выбор Куняевым «случая из жизни творческой интеллигенции» позднего СССР, но он и правда показательный. В нем, как говорится, словно в капле воды...

4. Недостатки

Основной недостаток, на мой взгляд, это эмоциональное копошение в развалах чужого «грязного белья». В результате, страдает и мысль, и точность, и объективность. Один и тот же тезис в разных местах текста может оцениваться по-разному, главное, чтобы он помог автору обличить «педерастов» и заклеймить «жидов». Жалко, что так.

5. Вердикт

Противное, но нужное чтение. Не ориентируясь в темах, что поднял автор, разобраться с происходящим в отечественной культуре, да и не только, очень сложно. Так что, увы, но прочесть стоит всем, кому тема отечественной культуры интересна.

PS

Из отзывов о книге со страницы автора:

“ТАЛАНТЛИВО, ГЛУБОКО И НЕОБХОДИМО…”

Очень растрогалась, получив в качестве незаслуженного подарка Вашу книгу “Любовь, исполненная зла”. Уверена, что это так же талантливо, глубоко и необходимо, как и Ваши прекрасные стихи и как Ваша замечательная книга о любимом Сергее Есенине. Кланяюсь Вам сердечно, благодарю, желаю долгих лет на радость всем читающим и тем, которые станут читающими благодаря Вашему таланту.

С любовью и уважением
Татьяна Васильевна Доронина,
Народная артистка СССР
г. Москва

“ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ВАШИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ…”

Позвольте ещё раз поздравить Вас с юбилеем. Вы встретили его в хорошей форме — и физической, и творческой. Желаю Вам благополучия в жизни, желаю оставаться ещё многие годы таким же глубоким мыслителем.
Ваша книга “Любовь, исполненная зла…” на меня произвела большое впечатление. Ибо то, о чём я думал, имея обрывочные данные о “Серебряном веке”, Вы с большой силой подтвердили в своей книге. Я полагаю, что нынешнее время во многом схоже с теми годами. Чем это закончилось — известно!
Будучи в Армении, я познакомил с содержанием книги некоторых знакомых. Они очень заинтересовались Вашим произведением. Но я не мог им её оставить, так как она подарена мне Вами. Не найдёте ли возможным подписать три книги для Армении и Библиотеки Н. И. Рыжкова на “Прохоровском поле”?
Буду за это весьма Вам благодарен. Список “желающих” передаю.

С искренним уважением
Николай Иванович Рыжков,
Член Совета Федерации
г. Москва


И ведь даже отзывы говорят о многом. Первые два я привел, а остальные... Остальные отзывы “простые” и от “простых” людей. Такие, даже у обличителя “серебряного века”, “народника” и “русофила” существуют на задворках. Поэтому так и живем. Культур-мультур и интеллигенция.



Posts from This Journal by “Книги” Tag


promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1
у Куняева там ведь в начале написано, по каким причинам он всё это публикует.

Мне кажется, там причина подменяется поводом. В любом случае, и что же это было на ваш взгляд?

Публикация была вызвана обвинением Дербиной => Куняева во лжи.
Эти материалы спокойно б могли лежать ещё N-ное количество лет.
Не занимаясь психоанализом, так я понял предисловие, во всяком случае.

Ну так подал бы в суд, нет? Перетряхивать чужое "грязное белье" публично из-за того, что тебя обвинили во лжи? Женщина? Еще и в такой ситуации? Выводя бытовую трагедию, не имеющую к тебе отношения, к серебреному веку и шестидесятникам? Ради чего? Да еще и на фоне чужого несчастья? А Доронина тоже заинтересовалась контробвинениями во лжи или все же чем-то еще? А Рыжков?

Доронина и Рыжков всё-же ЗА пределами этой публикации.

А по поводу судилища... не знаю.
На мой взгляд, всё достаточно корректно описано.
Есть опасения, что с судом бы дело было гораздо более шумным.
Так он всю ответственность, в принципе, взял на себя.

Привожу цитату из "этой публикации":

"5. Вердикт

Противное, но нужное чтение. Не ориентируясь в темах, что поднял автор, разобраться с происходящим в отечественной культуре, да и не только, очень сложно. Так что, увы, но прочесть стоит всем, кому тема отечественной культуры интересна.

PS

Из отзывов о книге со страницы автора:

“ТАЛАНТЛИВО, ГЛУБОКО И НЕОБХОДИМО…”

Очень растрогалась, получив в качестве незаслуженного подарка Вашу книгу “Любовь, исполненная зла”. Уверена, что это так же талантливо, глубоко и необходимо, как и Ваши прекрасные стихи и как Ваша замечательная книга о любимом Сергее Есенине. Кланяюсь Вам сердечно, благодарю, желаю долгих лет на радость всем читающим и тем, которые станут читающими благодаря Вашему таланту.

С любовью и уважением
Татьяна Васильевна Доронина,
Народная артистка СССР
г. Москва

“ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ВАШИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ…”

Позвольте ещё раз поздравить Вас с юбилеем. Вы встретили его в хорошей форме — и физической, и творческой. Желаю Вам благополучия в жизни, желаю оставаться ещё многие годы таким же глубоким мыслителем.
Ваша книга “Любовь, исполненная зла…” на меня произвела большое впечатление. Ибо то, о чём я думал, имея обрывочные данные о “Серебряном веке”, Вы с большой силой подтвердили в своей книге. Я полагаю, что нынешнее время во многом схоже с теми годами. Чем это закончилось — известно!
Будучи в Армении, я познакомил с содержанием книги некоторых знакомых. Они очень заинтересовались Вашим произведением. Но я не мог им её оставить, так как она подарена мне Вами. Не найдёте ли возможным подписать три книги для Армении и Библиотеки Н. И. Рыжкова на “Прохоровском поле”?
Буду за это весьма Вам благодарен. Список “желающих” передаю.

С искренним уважением
Николай Иванович Рыжков,
Член Совета Федерации
г. Москва

И ведь даже отзывы говорят о многом. Первые два я привел, а остальные... Остальные отзывы “простые” и от “простых” людей. Такие, даже у обличителя “серебряного века”, “народника” и “русофила” существуют на задворках. Поэтому так и живем. Культур-мультур и интеллигенция."

И судилище, это то, что в книге, суд же это, на мой взгляд, — другое. В любом случае я все равно не понимаю как и зачем можно подобное писать. На мой взгляд, если убрать "грязное белье", то книга бы только выиграла

Ну, видно же, что эта цитата находится за пределами публикации.
Если об авторе публикации говорится в 3-м лице.

[На мой взгляд, если убрать "грязное белье", то книга бы только выиграла]

Это в том случае, когда книга нужна как целостная форма художественно-документального произведения. Здесь же, на мой взгляд, совершенно другой жанр. Здесь автор рассказывает о том, что осталось «за кадром» Серебряного века. Кстати, не уверен, что он рассказал всё, что некоторая часть информации всё ещё не продолжает оставаться в тени.
Это чтение о том, что и говорила Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Книга совсем не для девственных душ. Думаю, это должно быть понятно.
Что касается автора, он ведь тоже человек, не элементарное зеркало. Разумеется, объективно отразить всю картину целиком – не в его власти. Потому этот «допуск неточности» нам также необходимо учитывать. Можно чуть больше почитать о нём, посмотреть его выступления. Благо, их в интернете достаточно. И его сына, кстати, тоже. Всё в копилку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account