Previous Entry Share Next Entry
Мишель Уэльбек. «Покорность»
Солнечно
dzeso


Почему-то именно ученицы настойчиво мне подсовывали Уэльбека на протяжении уже нескольких лет, дважды даже дарили. Как-то раз я его взял с собой в поездку, чтобы почитать в самолёте, но забыл в чемодане, сдав в багаж. Потом попробовал читать дома, но это был какой-то порнографический ад «Элементарных частиц». Через полчаса закрыл и даже не помню сейчас содержания. «Покорность» же вышла так громко, что не заметить ее было сложно. Ведь как раз за карикатуры, посвященные этому «роману», были расстреляны Шарли Эбдо, причем непосредственно в день премьеры книги. А спустя год ситуация повторилась, в день русской премьеры в Париже опять произошла кровавая бойня. В общем, когда мне в очередной раз Уэльбека подарили, это была именно «Покорность», и было несложно обещать, что теперь — точно прочту. Самому уже стало любопытно вокруг чего столько шума, кроме того, меня заверили, что порнографии в этом романе будет немного. Последнее оказалось правдой.

1. О чем книга
О чем книга — сложный вопрос. По мне, так лучше всего творчество Уэльбека охарактеризовала его мать: «Это ограниченный и поверхностный поток безмыслия». И хотя там речь шла о все тех же «Элементарных частицах», но мне кажется, что в целом эту максиму можно считать кредо Уэльбека. Читать «роман» любопытно, хотя ну какой это роман? Повествование рваное, часть линий или персонажей Уэльбек начинает развивать, а потом просто бросает. Язык? Иногда текст словно в женском романе:

«волны наслаждения захлестывали меня с головой, я едва держался на ногах и, похоже, был на грани обморока. За секунду до того как сорваться на крик, мне удалось выдавить из себя: „Стой-стой...“ — чуть слышным, изменившимся голосом, который я сам с трудом узнал»



Вообще, сцены секса, наверно, самые кошмарные для меня места в текстах Уэльбека. Обычно я «ломался» и бросал читать именно на них. Этакая запредельная пошлость, вульгарность и грязь, помноженная на, как едко заметил на этот счет Пелевин:

«эротические периоды Уэльбека кажутся мне несколько надуманными, умственными, показывающими блестящее знание теории, но обнажающими досадную нехватку практического опыта».




Мишель Уэльбек и «Покорность»

Ну и пустота в смысле содержания. Словно читаешь журнал Сноб: слова, слова, слова…

Гримируют городу Круппы и Круппики
грозящих бровей морщь,
а во рту
умерших слов разлагаются трупики,
только два живут, жирея —"сволочь"
и ещё какое-то,
кажется, «борщ».



Вот еще цитата, достойная «аналитиков» и «философов» из Сноба:

«Подвергните человека эротическим искушениям (совершенно, кстати, стандартным: глубокие вырезы и мини-юбки срабатывают безотказно, tetas у culo, лучше испанцев не скажешь), и он испытает сексуальное влечение; уберите вышеупомянутые раздражители, и он перестанет его испытывать, а через несколько месяцев, а то и недель думать забудет о сексе; в сущности, у монахов с этим никогда никаких проблем не было, да я и сам, с тех пор как под давлением нового исламского порядка в женской одежде наметились изменения в сторону благопристойности, чувствовал, как постепенно стихают мои порывы, иногда я целыми днями даже не вспоминал об этом.»



С точки зрения же политики, культуры, футурологии тексты Уэльбека - классический поток «креативного» сознания, цветастости и пустоты. Хотя, надо отдать должное, на фоне рецензий на свое творчество Уэльбек и правду выглядит интеллектуалом. Но только на этом фоне.

2. Кто автор


Мишель Уэльбек

Мишель Уэльбек (реальная фамилия Тома) — французский писатель, биографий его куча в интернете, так как личность популярная. Я же хотел обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, по первому образованию Уэльбек — эколог, по второму - кинооператор, ну а реально работал только IT-шником. Во-вторых, автор вырос в “левой” среде, и мать и бабушка были французскими «коммунистами». Гремучая смесь, более извращенной, морально деградировавшей среды для воспитания ребенка найти сложно. Поэтому то, что вырос он человеком глубоко душевнобольным и несчастным, - это, скорее, закономерность, чем случайность. Ну и в-третьих, судя по биографии, Уэльбек пишет строго о себе в духе записок современного «человек из подполья». Причем Достоевский явно оставил след в судьбе автора, ведь еще в студенческие годы он создал и возглавил журнал «Карамазов». Вторым кумиром Уэльбека оказался Лавкрафт, о котором он даже написал монографию. Такой вот контекст.

Популярность Уэльбека, на мой взгляд, сродни популярности таких авторов, как Минаев, Пелевин, ну или их западных оригиналов типа Бегбедера и иже с ним. Сами по себе эти авторы ничего не представляют, но на фоне западной культуры их креативные «кучи» текста, и правда, выглядят инсталляциями в музее современного искусства и даже несут какой-то смысл. Причем популярность их текстов связана не со смысловым содержанием, а с созвучностью общественному безумию. «Интеллектуальные» представители разлагающегося современного общества уже не могут сами артикулировать свой страх и ужас от действительности и им необходим кто-то, кто за них это сделает. Чем современные популярные «интеллектуальные» авторы и занимаются. Думаю их творчество содержательно через какое-то время будет интересовать исключительно антропологов и культурологов, причем в качестве бытописания общества в состоянии распада. Ну если будущее, вообще, будет…

3. Чем и кому полезна
Реально книга может вот полезна исследователям современного западного общества как бытописание определенной его страты, и артикуляция коллективного бессознательного это страты. Мне в этом смысле было особенно интересно, так как у меня есть знакомые парижане из описанной Уэльбеком среды. Очень похоже на то, что лично наблюдаю. Стало понятнее их «странное» поведение и мотивация поступков. Захотелось написать им что-то теплое, узнать как дела и все такое. Из позитивного, по прочтению чувствуешь себя даже почти счастливым, а ведь мог быть как Франсуа...

Ну а для кого-то «Покорность» окажется просто качественным псевдоинтеллектуальным чтивом, этаким печатным энтертайментом для «эстетов». Хотя, как прочел в одной из рецензий, возможно и недовольство качеством оказанных услуг, мол, человек заплатил за книгу 639 рублей, а удовольствия получил на 150. Типа: граждане, будьте бдительны, вас обманывают.

4. Недостатки
Книга пуста и бессодержательна. Автор совершенно не понимает ни европейских политических раскладов (где США в авторском понимании просто нет ни как фактора, ни как игрока), ни религиозных (лютая чушь об исламе), ни культурологических. Сплошные «стрелки осциллографов». Пример «языка» я уже приводил. Порнографических сцен немного, они унылы и пошлы. Также в тексте встречаются подобные пассажи:

«Но такие поползновения у меня случались, доказательством чему может служить приобретение „фольксвагена-туарег“, ровесника моих туристических ботинок. Это мощный автомобиль с 8-цилиндровым V-образным двигателем в 4,2 литра и прямым впрыском топлива „коммон рейл“, что позволяет разогнаться на 240 километров в час, а то и больше; созданный для долгих шоссейных пробегов, он совсем неплохо смотрится и на бездорожье.»



Это, вообще, что такое? Продактплейсмент? В тексте «независимого» «интеллектуала» «нонконформиста»? И подобное на страницах романа встречается не раз. Ну и сюжетно неряшливо. Например, появление и исчезновение Лемперера, или убийство кассира на заправке, или перевод денег в Барклайс... Зачем это все? Понятно, что Уэльбек увлекался Достоевским, но, увы, у него получился карго-вариант «журнального» романа. Ну и запредельная пошлость описаний:

«Мой член, по сути, являлся единственным органом, всегда отзывавшимся в моем сознании не болью, а наслаждением. Скромных размеров, но крепкий, он всегда верно служил мне, хотя, возможно, как раз наоборот, я был у него в услужении, эта мысль имела право на существование, но в таком случае его кнут был пряником: он никогда не отдавал мне приказов, лишь иногда беззлобно, не позволяя себе язвить или гневаться, подталкивал меня к более активному участию в общественной жизни. Я знал, что сегодня вечером он будет ходатайствовать за Мириам, у них с Мириам сложились прекрасные отношения, Мириам всегда выказывала ему любовь и уважение, что доставляло мне несказанное удовольствие. А источников удовольствия, признаться, у меня совсем не было; в сущности, только этот мне еще и оставался. Мой интерес к интеллектуальной жизни быстро угасал; моя общественная жизнь радовала меня не больше, чем телесная, поскольку точно так же сводилась к потоку мелких неурядиц — засорившаяся раковина, барахлящий интернет, штрафы за неправильную стоянку, ошибки в налоговой декларации, жуликоватая домработница, — которые тоже шли друг за другом непрерывной чередой, практически не давая мне передышки.»



Вот они, мысли «интеллектуалов». Тьфу.


Мишель Уэльбек

5. Вердикт
С точки зрения литературы, «Покорность» — забавное чтиво. Убить время в дороге, если у кого-то есть в этом необходимость. Читать не так противно, как обычно, но содержательно это «стрелка осциллографа». А вот в культурологическом плане очень интересное явление. Бытописание империи времен упадка, и слепок коллективного бессознательного. Что забавно, лучшую рецензию на роман написал мусульманский богослов. Это было и осмысленно, и по существу содержательно. Жалко лишь, что богослова интересовал лишь религиозный разрез. Читать ли? Ну если Дэн Браун нравится, то и это «ничетак» будет.



Recent Posts from This Journal


promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1
сюжет актуален.
и кстати во франции книгу издали с нейтральной однотонной обложкой, без всяких намеков. что как бы подтверждает покорность.

В каком смысле актуален?

а что для них актуальнее, чем вызов исламизации?

Мне кажется исламизация это вторичный процесс, первичный — культурная исчерпанность. Ислам занимает освободившееся место, не будет его, будут другие. Европа же цивилизационно умирает сам по себе. Ведь, например, бородатых "женщин" насаждают не суадиты, это собственное культурное ноухау.

саудиты европу от бородатых женщин спасут, иншалла ))
говорю же, актуально.

Пишу тебе из глуши.
Про автора и его творчество узнала из твоего поста.
Очень заинтересовалась порнографическим адом и элементарными частицами. Давно подозревала эти частицы в чем-то таком двусмысленном (никто нейтрино не видел, а уж бабла в его исследование вложили!) )))
Все поражаюсь твоей силе воли! Не только читать это, читать на это критику, но еще и писать об этом! Впрочем, куда-то ведь нужно девать прочитанное...

В общем, пошла читать Бертольда Брехта и размышлять над сложными отношениями элементарных частиц. )

Понимаешь, одна книга Уэльбека может рассказать об умирании Европы, значительно больше и полнее чему куч чужих камланий на этот счет. И что-то подобное формируется и у нас. Ну или его формируют. И не понимая что это, как бороться? КРоме того и Уэльбек, и фон Триер - это дети европейских левых. И кстати вот тебе-то как раз стоит прочесть их биографии :) Там прямо как справочник по РВС на тему что бывает с детьми при "экспериментальном" воспитании

  • 1
?

Log in

No account? Create an account