Previous Entry Share Next Entry
eTango 132. О гендерных различиях техники шага в танго
Солнечно
dzeso


Мир временами неожиданно начинает разговаривать с нами. По-разному. Иногда так, что вдруг не связанные между собой люди несколько раз в течение дня задают тебе в разных формах один и тот же редкий и достаточно частный вопрос. Например, о том, отличается ли «женский» шаг от «мужского» в танго? И отвечая на него в четвёртый раз, не мог не заметить странность происходящего. Поэтому с утра, когда меня спросили в пятый раз, решил что стоит ответить письменно.

Да, разница между «женским» и «мужским» шагом есть и существенная. Женское от мужского отличается в принципе и по широкому кругу признаков: от физиологии до табличек на общественных уборных, от работы психики до фасонов одежды, от нюансов восприятия цвета до устойчивости к алкоголю. Правда, в свете общемирового безумия, разницу эту пытаются на законодательном уровне отменить, да, только что бы господа постмодернисты себе не выдумывали, отличие объективно и вполне тактильно прощупывается.



Вот и в «танго-шаге» она присутствует, как минимум, в трех моментах:

1. В идеологии
И это, на мой взгляд, главное отличие. Мальчик в танго при движении действует как бульдозер:



То есть, его шаг выполняет роль мотора, сдвигающего не только трактор (себя), но и еще нечто (партнершу) с помощью отвала (объятия). Умение управлять «отвалом» — принципиальный момент для любого бульдозериста. И оно не менее важно, чем наличие самого «мотора». А без управления отвалом мальчик из «бульдозера» превращается в «ледокол», который не сдвигает, а пытается «подмять» или «расколоть» партнершу. И чем энергичнее он это делает, чем «мотор» его тяговитее, тем больше ужаса и страданий выражает взгляд партнерши. Правильно же двигаясь, партнер должен сдвигать не только себя, но и партнершу, а значит и шаг ему надо «строить» исходя из этого. Шагая мальчик должен оперировать центром тяжести партнерши (куча, сгребаемая отвалом), причем делать это ему следует через свой центр тяжести (мотор) и конструкцию корпус-объятие (отвал). Девочки, танцующие за мальчика, в основном палятся именно на этом моменте. Они продолжают шагать привычным образом, управляя собой, а партнершу держут в «в руках» словно букет. В этом и разница.

Ну а как шагает девочка? Идеология девочкового же шага иной природы. Движение партнерши подобно движению горнолыжника.



Спускаясь (шагая), она управляет собой (центром тяжести) так, чтобы не упасть (потерять баланс) вне зависимости от скорости и рельефа местности (энергичности и внезапности «партнерского» ведения). То есть она решает принципиально отличную от «партнерской» задачу по сохранению контроля своего баланса во внешних обстоятельствах, а не по влиянию на чужой баланс. Ну а сам мальчик, собственно, и есть для девочки «внешние обстоятельства». И это уже момент, на котором палятся мальчики, танцующие за партнершу. Встав за «девочку», это как на горных лыжах: не надо пытаться в них бежать, скользите по склону. В защиту мальчиков можно сказать, что не так много «скользящих» девочек. Бег на горных лыжах наше все!

2. В биомеханике
Биологически пластика естественного движения подразумевает, что у девочек при ходьбе покачиваются бедра, у мальчиков — корпус. Такими нас сделала природа, и не учитывая этот фактор мы начинаем с ней воевать, что всегда долго, дорого и тяжело. Да и зачем воевать, когда можно сотрудничать? Поэтому старайтесь сохранять в танго естественную пластику движения. Даже в ситуации, когда меняете роль. Сменить пластику движения можно, но это непросто, и лучше за подобным идти не в танго-школу, а в театральную студию. Кроме того, как мы уже знаем, идеология шага в гендерном смысле, различна. У мальчика приложение сил - это верхняя часть корпуса, там, где через объятие (отвал бульдозера) он соприкасается с партнершей (кучей чего-то). У девочек же точка приложения сил — собственные бедра (центр тяжести), контроль за которыми ей надо сохранить. Как следствие, и тело работает по-разному, иначе выстраивается структура, удерживается баланс, передается движение. Все эти отличия и отражаются в биомеханике шага.



Правда, отличия в биомеханике вовсе не подразумевают, что у мальчиков бедра (а у девочек корпус) при движении должны быть жестко фиксированы. Нет. Хотя «М» и «Ж» различны, но много у нас и общего, в том числе и в пластике, поэтому стремитесь сохранять естественность движения даже когда танцуете в чужой роли. Шагайте как в «жизни», ну а так как в быту женская походка от мужской легко отличается, то и в танго это имеет место.

3. В технике



Нюансов в технике очень много, поэтому коснусь только нескольких, наиболее существенных. Во-первых, по-разному на начальном этапе движения работает толчковая нога: у мальчика она сразу сдвигает корпус, у девочки же, наоборот, она вначале пытается стабилизировать корпус партнерши, чтобы получить время на подготовку движения:



...и только после этого переключается «в мальчиковый» режим, начиная сдвигать свой корпус вместе с партнерским.



Во-вторых, иначе ведет себя и свободная нога. У мальчика на начальном этапе она почти не работает, тогда как у девочки шаг начинается именно с подготовки «свободной» ноги.



Ну и последнее, отличаются акценты работы опорной ноги. У мальчика акцент на начало движения, у девочки акцент на его завершение и стабилизацию.
Вот как-то так обстоит дело с отличиями, на мой взгляд. «Мальчикам», в принципе, хотелось бы посоветовать больше маскулиности в движении. Бульдозер - это не «прости, позвольте я тут протиснусь постоять». Что, впрочем, не означает, что двигаться всегда надо «напролом».



Но это уже отдельная история.

(Все части eTango на сайте www.etango.net)

Posts from This Journal by “еТанго” Tag


?

Log in

No account? Create an account