Previous Entry Share Next Entry
Андрей Зейгарник. Мифология композиции в фотографии
Солнечно
dzeso


Часто у начинающих снимать возникает «психоз неофита», при котором они читают все, так или иначе, связанное с фотографией. Но проходит время, что-то начинаешь понимать, и оказывается, что действительно стоящих прочтения книг по фотографии не так много, особенно касающихся фундаментальных вопросов типа композиции, эмоциональности и так далее. Ну вот кто? Лапин? А еще? Да и что Лапин? Читая его, Сальери вспоминается:

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Пушкин. Моцарт и Сальери


Попытка Лапина «алгеброй гармонию понять» интересна, полезна, но едва ли глубока. Особенно, на фоне «классических» искусствоведов, например, Даниэля. Что остается делать продвинутому неофиту? Ходить на мастер-классы. Это хоть и дело недешевое, но несколько правильно выбранных занятий могут дать очень многое в плане развития. Хотя и тут, как в случае с книгами, на один полезный мастер-класс обязательно придется какое-то количество бестолковых. Мне, примерно за год хождения, попалось всего несколько, уходя с которых я не жалел потраченного времени и денег. Увы, уверено помню только Никишина, с его «Психологическим портретом», но точно было еще несколько занятий, давших очевидные толчки к развитию. Один из них, наверное, наиболее поразивший, и собственно помогший сформулировать мне, чего же я сам хочу от своих фотографий, по тематике и манере подачи был похож на Зейгарника, но мне кажется это был все же не он. В общем, увидев когда-то так интересовавшую тему, решил прочесть, благо, что книга небольшая и я сделал это всего за один перелет.

1. О чем книга
Структурно и содержательно книга немного необычна для фотографии и больше напоминает научпоп посвященные развенчанию разного рода заблуждений. Собственно автор, сразу сам об этом и предупреждает. Генезис текста явно бложный, что, с одной стороны, хорошо из-за простоты и лаконичности, а с другой, временами нахватает глубины. Автор, пусть и небесспорно, но достаточно наглядно показывает, что фотография не сводится к выполнению определенного набора правил, что это полноценное визуальное искусство, ну и так далее. И тут, сначала хочется съязвить типа «ну кто бы мог подумать, что нет инструкции по тому как снять шедевр», но погодя понимаешь, что автор прав и незнание элементарных правил, не сильно хуже, чем когда тебе в «ленту» вываливают полторы сотни практически одинаковых снимков, сделанных по «правилам». А может первое даже и лучше, ведь когда «без правил», то шанс на что-то интересное все же остается…

Так или иначе, автор «пляшет» вокруг мысли, что с фотографией важно помнить: фотография — это язык, а поэтому ей необходимо содержание. Ну а «графоман» от фотографии, как бы совершенно он ни ставил свет, как бы классно ни делал постпродакшен, ну или там «балансировал» композицию, — так и останется графоманом, интересным в основном самому себе, ну или тем, кто желает ему польстить. Причем интерес, на мой взгляд, выражается не в количестве лайков, или растаскивании фотографий на аватарки. Интерес — это когда о фотографии не забывают через несколько дней, когда к ней возвращаются и когда у зрителя со снимком возникает «диалог». Но вот чтоб сделать такой снимок — надо постараться наполнить его хоть чем-то: хоть смыслом, хоть эмоциональностью, хоть эстетикой, а лучше — всем сразу. Вот собственно о чем, на мой взгляд, книга. Снимайте содержательно, знайте правила, но не бойтесь их нарушать, если понимаете зачем вы это делаете.

2. Кто автор

Андрей Зейгарник

В сети его представляют как:

«Фотограф, специализируется в области арт-фотографии c 2003 года. По образованию химик. Закончил МИТХТ им. Ломоносова. Имеет публикации по химии, физике, математике, искусственному интеллекту, истории психологии, теории фотографии. Имеет большой опыт преподавания. Работает в издательстве. Преподает основы композиции в фотографии. Известен в сети как avz»



Увы, судя по блогу, автор — человек с серьезной «белой лентой» имени «рассерженного горожанина» в сознании. Но что уж тут поделаешь? «Интеллигенция» это проклятие России. Хотя шизофренизация сознания уже и в целом свойственна всей современной культуре, где почти нормой стало когда рядом сосуществуют вдумчивый, рациональный «доктор Джекилл», и ждущий своего часа, беспощадный в своей иррациональности, легко манипулируемый через «прогрессивное общественное мнение» «мистер Хайд». Но если ограничиться темой фотографии, то какая разница, что автор думает по остальным вопросам?

3. Чем и кому полезна
Книгу стоит прочесть всем, кто занимается фотографией. И особенно тем, кто вольно или невольно принуждает других созерцать свое творчество. Тем более что автора сам выложил ее с сеть бесплатно.

4. Недостатки
Из слабых мест, на мой взгляд, бложно-воркшопный генезис, и то, что иллюстрации даны в виде интернет-ссылок. Почему иллюстрации так сделаны — понятно, но это очень неудобно, особенно когда читаешь в самолете.

5. Вердикт
Хорошая, полезная, хотя и немного поверхностная книга. При вдумчивом прочтении, можно хорошо сэкономить на мастер-классах. :)


Recent Posts from This Journal


promo dzeso september 6, 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1

орошая, полезная, хотя и немного поверхностная книга

СпасиБо за рекомендацию.

Спасибо. Возьму на заметку — хочется куда-то двигаться со своего любительского уровня фотографирования.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account