Previous Entry Share Next Entry
Нильс Торсен. Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии
Солнечно
dzeso


С Ларсом фон Триером у меня давний и сложный «роман». Редкий случай, когда так и не смог полностью посмотреть ни одного его фильма. А когда, в учебных целях, надо было ленту досмотреть хотя бы сюжетно, то делал это, плюясь, на перемотке. Такие фильмы словно прямая трансляция полостной операцией, даже просто ее наблюдать — это удовольствие на «любителя», но когда живо вспоминаешь «практические» ощущения от ковыряния в собственной «полости», усиленные переставшим действовать наркозом, то удовольствие становится совсем сомнительным. Да и публичный имидж у Триера не самый приятный. То регулярные безумные выходки, то профашистские высказывания, ну и главное — какое-то упоение «тьмой» в фильмах. С другой стороны, мало ли чего странного в мире есть? При миллиардах потенциальных зрителей всегда найдутся те, кому понравится любая дрянь, и даже поющая бородатая женщина мужского пола. Так я относился к Триеру до последнего времени.

А тут вдруг недавно зашел разговор о его фильмах, и молоденькая девочка, на пальцах, терпеливо мне разъяснила сначала содержание, одного фильма, потом другого, потом третьего… Да так, что ни возразить ей не мог, ни ерундой объяснение назвать. В общем, стало не только интересно самому разобраться, но и, очередной раз, понятно (кто бы мог подумать?) что проблема не столько с фильмами, сколько со мной. Что это я не понимаю ни языка авторского, ни в принципе современного кино языка, в широком его понимании, ни, вообще, о чем идет речь. А значит, уж лучше либо помалкивать, либо как-то хотя бы на минимальном уровне с вопросом разобраться.



Вспомнив же, насколько Ульбек мне стал понятнее, после ознакомления с его биографией, решил для начала и Триеровскую почитать. Нашел сразу две, но начать решил с Нильса Торсена («Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии») и, как оказалось, это было правильным решением.

1. О чем книга


«Маленький Ларс – в семье его называли «Гутти» – в свете лампы Ле Клинт на руках у матери в ее созданном по эскизу архитектора
спальном уголке, куда она часто уходила, когда ей нужно было побыть в одиночестве, и где часами на фоне говорящего радио раскладывала
свои вечные пасьянсы, успокаивая нервы.»
Отрывок из книги: Нильс Торсен. «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии».

Книга о Триере, и, по большому счету, написана с его слов. Нильс Торсен профессиональный журналист, взявший интервью как у самого режиссера, так и у десятков людей окружавших Триера. Причем это даже не столько интервью, сколько своеобразный формат журналистского расследования, когда одни и те же события описываются со слов разных участников, и нельзя сказать, что версия главного героя — основная. Последнее слово оставляет за собой автор. В любом случае показания всех «опрошенных» автор сверяет, комментирует и интерпретирует с учетом контекста. Процесс такого «расследования» «дела» фон Триера сам по себе затягивает. Есть что-то завораживающее в исследовании чужой души. И если поначалу мне и казалось, что книга есть расширенный вариант глянца а-ля «Караван историй», то, чем дальше, тем более захватывающим и тонким становилось повествование. А ближе к концу от текста вообще стало вштыривать словно он Манна или Достоевского, вплоть до смены настроения, жизненных обстоятельств и вообще. Прошло уже несколько недель, как дочитал, но в мыслях возвращаюсь к тексту регулярно.


«Этот костюм Робина двенадцатилетнему Ларсу сшила домработница семьи Триер Андреа. С перчатками с отворотами и резиновыми
сапогами, которые она выкрасила в зеленый цвет, а потом обрезала им голенища по диагонали. Ларсу, как ни странно, пришлась по душе
роль помощника Бэтмена. «Я же был маленьким тогда, и в каком-то смысле мне казалось, что Робин чуть круче»»

Отрывок из книги: Нильс Торсен. «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии».
Начинается повествование с детства режиссера, а оканчивается съемками «Меланхолии» (жалко, что не «Нимфоманки»). Триер оказался удивительным, сложным, несчастным и гениальным. Книга интересна и сама по себе, без относительно Триера. Это качественное культурологические расследование того, почему с Европой получилось то, что получилось. Год за годом, шаг за шагом, ну а Триер словно реагент, введенный в раствор дабы наглядно показать свойства последнего.


«В январе 1976 года в районной газете «Дет Гренне Омроде» была напечатана статья об Августе Стриндберге, подписанная «Ларсом фон Триером,
публицистом и художником». «Какая связь между Стриндбергом и нашим районом?» – спросил редактор. «Ну как это, Стриндберг здесь жил», – ответил Триер.
А именно в Геелсгоре, где сам Триер позирует для иллюстрации к статье.»
Отрывок из книги: Нильс Торсен. «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии».


2. Кто автор



«Нильс Торсен — датский журналист. Родился 6 декабря 1960 года в городе Биркерёд. Окончил Датскую школу журналистики в Орхусе. Карьеру журналиста начал с работы на датском радио. Был военным корреспондентом в Ираке, Югославии, Афганистане и Израиле. Более 20 лет является постоянным сотрудником одного из крупнейших датских изданий — газеты Politiken. Главный его талант — талант интервьюера. Автор нескольких книг портретов-интервью, он написал также книгу об искусстве интервью «Klangen af et menneske» («Звук человека»)»

3. Чем и кому полезна
Книгу стоит почесть, всем, кто, как я раньше считает, Ларса фон Триера каким-то странным недоразумением, отрыжкой европейского кризиса культура. Книга убедительно показывает, что это не так. Ну а еще практически в обязательном порядке надо прочесть всем, кто интересуется современной культурой, пытаясь понять что это такое, и что вообще происходит со всеми этими Брейвиками, Шарлиэбдо и прочими Пегидами. Книга выступает как неприятное и пугающее зеркало настоящего.


«Триер, ручная камера и Хенрик Прип в инвалидном кресле на дереве. Даже штамп «ИДИОТ-ы» на фотографиях для прессы был продуман.
Точки подражают свиному клейму, что, по словам Триера, отсылает ко времени, когда идиотов хотели клеймить.»

Отрывок из книги: Нильс Торсен. «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии».


4. Недостатки
Вот сложно сказать, наверно главный недостаток книги в том, что она ставит вопросов значительно больше, чем дает ответов. По прочтению чувствуешь себя тревожно неудовлетворенным, кажется, что что-то самое важное ты так и не уловил.


«Только фотографии с очень короткой выдержкой удалось поймать теплый момент между режиссером и звездой на съемках «Танцующей в темноте».
Катрин Денев (слева), одетая и загримированная, несколько дней подряд могла тщетно прождать появления на съемочной площадке исландской певицы
Бьорк, которую Триер несколько раз пытался уволить.»
Отрывок из книги: Нильс Торсен. «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии».


5. Вердикт
Читать


Posts from This Journal by “Книги” Tag


?

Log in

No account? Create an account