Previous Entry Share Next Entry
Аронсон Э., Пратканис Э. — Эпоха пропаганды
Солнечно
dzeso


Уже и не помню как «Эпоха пропаганды» ко мне попала. Просто в какой-то момент она самозародилась в папке «На чтение» с пометкой «не по теме» и через полгода ожидания и до нее дошла очередь. Ни кто авторы, ни о чем — не знал, ровно, как и о том, в каком контексте решил читать. Поэтому открывал «Эпоху пропаганды» с любопытством и с чистого листа, немного опасаясь, что это будет либо «гомеопатия» а-ля Кара-Мурза, либо что-то в духе «бизнес-литературы» о том, как достичь успеха не приходя в сознание. Рад, что книга не оказалась ни тем, ни другим. А чем? Это хороший, западный, научпоп по социальной психологии, может быть не очень «глубокий», зато добротный и доходчивый.

1. О чем книга

«Эпоха пропаганды» книга о механизмах влияния на социум. Так как написана она во многом на базе учебных курсов для западных студентов, то, естественно, акцент сделан на механизмах массового влияния (Пропаганда, PR, реклама). Предисловие к книге написал некий Е.Н. Волков, и в принципе, если не смотреть биографию, то он кажется «городским сумасшедшим», неясно как пробравшимся на страницы книги, чтобы прорекламировать себя и метод Г.А. Шичко. И если эту часть книги еще можно пропустить, то от влияния личности Волкова избавиться, увы, не удастся, так как выступает не только издателем, но и переводчиком. В результате, например, привычные нам «СМИ» (средства массовой информации), стали «СМК» (средства массовой коммуникации). И тут не суть важно, какой из терминов вернее, хотя мне кажется, когда речь идет о влиянии, то все же это скорее однонаправленное воздействие, то есть СМИ, тогда как СМК подразумевает диалог, утрата которого и беспокоит авторов книги. Вот только Волкова это не «парит» ни коим боком, он, вообще, демонстрирует классический образ отечественного интеллигента из «Записок из подполья» Достоевского:


  • «А впрочем: о чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием?

  • Ответ: о себе.

  • Ну так и я буду говорить о себе».


Вот и Волков в предисловии к чужой книге рассказывает о себе, рекламирует свои методики и переводит не так, как будет понятно читателю, а так, как будет «правильно».
Но вернёмся к книге. В ней, на американский манер (то есть нудновато, не концентрировано и с повторами) рассказываются дельные и конкретные вещи о пропаганде. В конце поста, для иллюстрации содержания, я приведу оглавление, но повторюсь: «Эпоха пропаганды» хороший, качественный научпоп по социальной психологии, и не только, так как авторы рассказывают (или, возможно, вернее — показывают) еще и как сформировалось современное общество массовой культуры. Увы, любителям заговоров, скорее всего, будет неинтересно читать, что за всем стоят не гебня с Ротшильдами, и не сионизм во главе с Обамой, а вполне себе понятные закономерности развития. Поэтому желающим мир улучшить, мало понимать технологии «прямого» воздействия, но хорошо бы еще знать базис и тренды развития, «улучшаемого» общества. А без этого может получиться, как у соседей: когда вроде что-то поменяли, но вот что и в какую сторону, так и остается открытым вопросом.

Ну и второй момент, призывая к критическому мышлению, к сопротивлению навязанной пропаганде, тем не менее сами авторы демонстрируют то, что сами находятся под действием стандартные западные пропагандистских клише. Например, через книгу референтом проходит уравнивание коммунизма и фашизма, Гитлера и Сталина. Тогда как маккартизм, как политическое явление, не упоминается вообще, а сам Джозеф Маккарти упоминается всего четыре раза, причем вполне нейтрально. Но при этом авторы сетуют, на то, что демократия в опасности, и от честных людей скрывают правду.

2. Кто автор


Энтони Пратканис

«Энтони Пратканис — профессор психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, где он изучает и преподает социальную психологию, социальное влияние и методы ослабления предрассудков. Профессиональная экспертиза доктора Пратканиса затребована и государственными, и частным компаниями. Например, его свидетельские показания о сублиминальном убеждении на судебном процессе против компании звукозаписи CBS Records и рок-группы Judas Priest были определяющими для победы защиты в данном деле».


Эллиот Аронсон

«Эллиот Аронсон — профессор-исследователь психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, и приглашенный профессор психологии в Стэнфордском Университете. Его исследования по проблемам убеждения, социальной аттракции, уменьшению предрассудков и по когнитивному диссонансу представляют собой одни из самых важных, плодотворных и новаторских экспериментов, проведенных в области социальной психологии. Доктор Аронсон — автор многих книг, включая «Мозаичный класс» (The Jigsaw Classroom) «Методы исследования в социальной психологии» (Methods of Research in Social Psychology) «Социальное животное» (The Social Animal) и «Некого будет ненавидеть» (Nobody Left to Hate)»

3. Чем и кому полезна

Книгу стоит прочесть любому, кто хоть отчасти интересуется политикой. Неуверен, что она сможет отрезвить миньонов навального, но для остальных даст и понимание, и определенный инструментарий для более адекватного восприятия действительности.

4. Недостатки

Много воды и повторов. Иногда даже начинает дежавю мучить, вроде как новая страница, а ты откуда-то знаешь ее содержимое почти дословно. Ну и читая, надо помнить, что сами авторы находятся и под прессингом американской пропаганды, и в рамках свободы слова, где шаг в сторону приравнивается к побегу, а прыжок на месте — к провокации.

5. Вердикт

Стоит и читать, и прорабатывать, если хочется не просто что-то «понимать», но и есть желание оказывать какое-то влияние на общество.


6. Содержание

Аннотация
Об авторах
Отзывы о книге
Масса и время в убеждении (пятая и шестая стратагемы влияния, 45-я техника убеждения) (предисловие научн. ред. Е. Н. Волкова)
Предисловие к русскому изданию
Почему мы написали эту книгу
1. Наша эпоха пропаганды
Перепроизводство влияния
Рост постиндустриальной пропаганды
Различие между пропагандой и честной дискуссией
Цели этой книги
ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО УБЕЖДЕНИЯ
2. Таинственное влияние
Миф № 1: Магические пули
Миф № 2: Благоразумный гражданин
Закон когнитивной реакции
3. Обезмысливающая пропаганда, вдумчивое убеждение
4. Рационализирующее животное
5. Четыре стратагемы влияния
ПРЕД-УБЕЖДЕНИЕ: ПОДГОТОВКА СЦЕНЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ
6. Влиятельные слова
7. Картинки в наших головах
8. Саддам Хуссейн: Гитлер Багдада?
9. Убеждение вопросами
10. Власть отманок
11. Психология фактоидов
НАДЕЖНОСТЬ КОММУНИКАТОРА: РЕАЛЬНАЯ И СФАБРИКОВАННАЯ
12. Коммуникатор, заслуживающий доверия
13. Завтрак для чемпионов — суррогатная пища нашего «я»
14. Как убеждать, когда вам не доверяют, считают лжецом и недолюбливают?
15. Фабрикация доверия
16. Боксер-финалист убивает 11 человек одним своим видом: влияние СМК-моделей
СМЫСЛ И ЕГО ПРЕПОДНЕСЕНИЕ
17. Упаковки
18. Себе-реклама
19. «Голые» чердаки и соседи — герои войны: яркая образность в коммуникации
20. Почему без конца повторяется одна и та же реклама?
21. Если нечего сказать — отвлекайте внимание аудитории
22. Если хочешь получить дюйм, иногда следует просить милю!
23. Идеал Протагора, или Всесторонняя дискуссия versus односторонняя дутая реклама
АПЕЛЛЯЦИИ К ЭМОЦИЯМ: ВЗВОЛНУЙТЕ СЕРДЦЕ, УБЕДИТЕ РАЗУМ
24. Чары страха
25. Техника гранфаллуна
26. Вина — навязчивая мошенница
27. Велико ли влияние одного подаренного цветка?
28. Помолвленное сердце
29. Что проповедуешь, то и практикуешь
30. Психология дефицита и мистика фантомов
КОГДА ИНФОРМИРОВАНИЕ ТЕРПИТ ФИАСКО: ВЫЗОВ ПРОПАГАНДЫ ОБЩЕСТВУ
31. Просвещение или пропаганда?
32. Что становится новостями?
33. О неэффективности информационных кампаний
34. Сублиминальная магия: кто кого прельщает?
35. Убеждение без посредников
36. Как стать лидером культа
37. Пропаганда в Третьем рейхе: аргументы против неуверенности
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАКТИКАМ ПРОПАГАНДЫ
38. Вооружен ли тот, кто предупрежден? или Как по-настоящему сопротивляться пропаганде
39. Что мы можем сделать для нейтрализации пропаганды
40. Дети Пейто
Примечания
Индекс
Об авторах




Posts from This Journal by “Книги” Tag


  • 1
это похоже на Роберт Чалдини "Психология влияния" или Эрик Берн - "Игры в которые играют люди" и "Люди которые играют в игры" ?

Полезная книга, но воды действительно хватает)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account