Previous Entry Share Next Entry
Про "теплый" ламповый звук
Солнечно
dzeso


Что такое ламповый звук? Много о нем существует и мифов, и ожесточенных споров, и честных попыток разобраться. Я попробую рассказать максимально просто, чтоб и не инженерам было понятно о чем идет речь. И если совсем образно, то ламповый звук — это примерно как пленочная фотография. С одной стороны — просто определенный этап развития техники, где каждый последующий, как правило, — совершеннее предыдущего. Например, цифровому фотографу сложно представить, какую проблему представлял расчет количества пленки, необходимого для съемки. В одной кассете помещалось пленки всего 36 кадров. Десять кассет — это уже кулек, но всего 360 снимков, причем до момента проявки ты не знаешь, что у тебя получилось. Да и сами проявка с печатью были нетривиальной проблемой. «Цифра» же радикально все упростила и технологически дала фотографу возможности, о которых в пленочную эру даже профессионалы могли только мечтать. Но с другой стороны, почему-то большой популярностью пользуются «фильтры» для придания «цифровому» снимку «пленочного» вида. В чем тут дело? Зачем и почему люди портят технически «более совершенные» кадры?

Дело тут в том, что человек (пока) —это аналоговая система, полная искажений и условностей, впрочем, как и остальной окружающий нас мир. Если же мы ощущаем что-то «дискретным», «симметричным» и «рафинированным», то мы такому подсознательно не «верим». Для нас оно становится «имитацией» или «неживым». И неважно речь идет о глянцевых «клубных муклах», цифровом фото или транзисторном звуке. Мы с трудом можем выразить возникающее чувство, но хорошо ощущаем «неправильность» правильного. И поэтому, например, женскую красоту а-ля Playboy 60-х с возрастом начинаешь ценить сильно больше аналогичных вариантов 2000-х (хотя бы потому, что уже точно знаешь как бывает на самом деле). То же самое происходит со звуком, с цветом, со вкусом. Везде, зашумленное и неправильное большинству подсознательно нравится больше, чем рафинированное. Мы так устроены.

Но вернемся к «ламповому» звуку. Усилители, построенные на лампах, при своей работе объективно вносят в исходный сигнал, значительно «больше» измеримых искажений, потребляют больше электричества, сильнее нагреваются, менее мощные, сложнее в эксплуатации и требуют регулярной замены (подстройки) ламп. Но при этом по сравнению с «транзисторами» ламповый звук воспринимается лучше. Почему?
Ответ прост «ламповый» звук: даже искаженный, больше напоминает по природе натуральный естественный, опознаваемый «своим» нашими органами чувств, а остальное легко исправят наше адаптивное восприятие. При этом насколько, с «рациональной» точки зрения ламповый звук «хуже», а «теплота» его — вымышлена, можно посмотреть тут:





Автор очень хорошо и правильно теоретически все объясняет. Грамотно и убедительно. Но к реальной жизни это имеет отношение примерно такое же, как и математика. С одной стороны, она — царица наук, а с другой — Теорема Гёделя о неполноте и невозможность описания с помощью математики чувственного восприятия.

Так как работает ламповый усилитель? Почему с ним продолжают «носиться», хотя, с технологической точки зрения, он, безусловно, проигрывает «транзистору» практически во всем?


  • Во-первых, «лампа» способна втискивать весь динамический диапазон сигнала в определенные рамки, без «отсечки». Наверное все слышали как странно звучат «тарелки» через транзисторный усилитель? Почему так? Какой бы ни был диапазон транзисторного усилителя, но исходный сигнал будет все равно шире. Поэтому «транзисторы», все что не влазит в диапазон усилителя — отсекают и дальше работают с «оскопленным» сигналом, отчего и возникает неестественность звучания «тарелок» или щипковых в современной технике. «Лампа» в подобной ситуации ведет себя принципиально иначе, и хотя у нее, как правило, диапазон сильно уже, но она способна «втискивать» (осуществляя своеобразную аналоговую компрессию аудиосигнала) весь диапазон в существующие рамки. Получается «плотный» «сочный» звук, по природе своей напоминающий «настоящий», хотя и, в математическом смысле, сильно искаженный.





  • Во-вторых, «лампа» не разбирает целое на составляющие, чтоб после усиления собрать обратно «примерно» как было. Вместо этого, она работает с сигналом «в целом». Да, объективно, «лампа» сильнее искажает сигнал, но при этом сохраняя его принципиальную природу, тогда как при транзисторном усилении на выходе сигнал имеет уже иную (по «гармоникам») «природу». Поэтому, хотя в математическом смысле, «транзисторный» сигнал ближе к оригиналу, но наши органы чувств будут ощущать его большую «искаженность»





  • В-третьих, мы живем в цифровом дискретном мире, но наши органы чувств все еще «аналоговые» и работают с «непрерывными» сигналами. Дискретный сигнал из файла, пройдя преобразование в ЦАПе превращается в некую форму аналогового сигнала, которая искажена не с точки зрения математики, а с точки зрения природы, не имеющей источников «дискретных» звуков. Попав же в «лампу» такой сигнал, за счет «сильных» и «специфических» искажений, вдруг становится «натуральнее». Как и в случае Инстаграма, искажение исходного сигнала делает его красивее с точки зрения наших органов чувств и популярные метафоры про «теплый ламповый» есть лишь попытка словами выразить полученный эффект.


Вот собственно и все. Кто хочет узнать о проблеме подробнее, можно почитать популярные статьи в радиолюбительских журналах, где подробнее, со схемами и цифрами рассматриваться все те же, вышеперечисленные, пункты:


  1. Ламповый ренессанс

  2. Почему ламповые усилители звучат лучше

  3. Транзисторный усилитель мощности с плавным ограничением сигнала (прим. попытка имитировать «лампу» на «транзисторе», а так, да, конечно «ламповый звук» выдумка сумасшедших «аудиофилов»)

  4. Современный гибридный усилитель (прим. это собственно то, что я схматически реализовал в итоге)


NB Кстати китайцы внимательно мониторят подобные ресурсы, отчего потом на Али встречаются знакомые «переделанные» схемы :).

Ну, а что делать на практике для «грамотного» искажения звука до «приемлемого» звучания за разумный бюджет — в следующей части.

Posts from This Journal by “Ламповый звук” Tag

  • Matisse T5 tube (6N3) preamp

    После Nobsound NS-02E руки так и чесались посмотреть, а что еще бывает ламповое и какое оно. Даже были мысли купить FX-Audio Tube-01 по…

  • "Теплый ламповый звук" или Nobsound NS-02E

    Уже бог знает сколько лет страдаю приступами вялотекущей аудиофилии. Временами вроде случаются ремиссии и меня отпускает, но потом безумие…


?

Log in

No account? Create an account