dzeso (dzeso) wrote,
dzeso
dzeso

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.


Ахматова про Гумилева

Вот тут спрашивают, мол понятно Брик, а Ахматову-то за что? Да за то же, за ощущение змеи в осеннем лесу. Вот шел я как-то по Липовским, осень, благостно... Чуть на гадюку не наступил, и сразу красоты перестали радовать... Как-то так.
Не помню когда с Ахматовой это началось, но как-то гуляя по осеннему Летнему саду в обществе прекрасной питерской библиотечной феи, и неожиданно разговор зашел. Ну думаю, ща меня опять будут унижать малограмотностью, скудочувствием и быдляковостью. Но так как спутница была умна, много чего способна рассказать и показать в первоисточниках, ну и ваще приятна во всех отношениях, решил, что просвещения ради не грех и лишения претерпеть. Каково же было мое удивление, когда на попытку полит корректно рассказать, что мол гениальность мне не понятна, а чисто человечески - как-то персонаж с душком на мой взгляд, в ответ услышал облегченный вздох и заявление, что после знакомства с про Ахматовским архивом, читать мол ее не может совершенно. В общем, Ахматова незамутненными глазами спортсмена, на примере жилищного вопроса. Остальное - специально не трогал, бо как-то времени все нет разобраться с биографией, а тут все строго под впечатлению от музейной экскурсии...
Так вот, революция, 20-е годы, третье замужество с Пуниным. А. переезжает в его, по тем меркам шикарную многокомнатную квартиру с прислугой, расположенную во флигеле шереметьевского дворца на Фонтанке (Фонтанный дом). Правда там же проживала официальная жена Пунина - Аренс, но кому какое дело... Зато быт - налаживается. Оно и вправду, конечно не Париж с Гумилевым, ну так и время - другое, суровое. Гостинная:


Кстати безотносительно А. музей понравился. Примерно в такой же кваритре я вырос. Оно конечно побогаче было, так и по времени это 70-80... По духу же, и планировке - ну точь в точь, аж сердце щемит. Коридор:


И даже кухня по началу была в начале коридора при входе, как тут:


А потом, когда мы съехали, и тетка Наталья квартиру получила, кухня переехала к ванной, на место тети Таниной комнаты... Ну да что я про себя, когда музей-то А. Так вот, со временем - Пунина уплотняют, подселив бывшую домработницу с сыном. А через пару лет в квартиру вселяется сын А. от первого брака. Так и живут, оно конечно жилищный вопрос, но не очень оное вяжется с образом стихотворным. Опять же все пронизано духом претерпевания лишений лично от Сталина, который сам знаете до чего страну довел. Правда когда гению хотелось есть, она тирану была не прочь и подмахнуть. И что опять дивно, у гонимой А. в 1935 году была возможность написать лично Сталину, так мало того, что письмо дошло, так тиран еще и распорядился освободить, тогда еще третьего мужа, Пунина и сына от первого - Гумилева. Тем ни менее это письмо поступок - безусловно достойный, тем более, что с Пуниным отношения начали портиться с начала 30-х, а к 38 так и вовсе окончились. Тем ни менее, в результате у А. появилась теперь своя комната в квартире бывшего мужа. Не большая, но уютная:


Причем, экскурсовод вдохновенно рассказывала про мужчин, что посещали А., а мне вот, тупому быдлу, как-то неловко было перед Пуниным. Это ж блин надо, а совесть то где? Непонятно. Но время шло, и А. сменила комнату поменьше, на комнату побольше:


Так вот и жили. Сталкивала меня жизнь с А. подобными барышнями, я вот не смог так, а Пунин - ниче, кремень, до самой смерти. Что еще поразило, через все это сложное время, живя в чужой квартире, А. совершенно не напрягалась от того, что своим поведением она ставила под удар окружающих. Нормально так в 45 году тусоваться с сотрудниками британского посольства и приглашать  в гости. Ну да, она же - гений, что ей тлен мирской.
Вот какие-то такие впечатления. Все строго по следам экскурсии. Антиахматовых не читал, ровно как и про, и вместо.
Tags: sigmadp1, Культурный контекст, Питер, Путешествия, Фото
Subscribe
promo dzeso september 6, 2016 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 34 comments