?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Оленьи острова
Солнечно
dzeso
Традиционно, эти острова имеют дурную славу и при упоминании капитана, что идем на Оленьи все начинают вздыхать, стонать и ныть. Капитан же их любит нежно, что для всех - загадка. Хотя чисто технически - там для него халява, отшвартовался в бывшей концлагерной гавани и спи себе спокойно. Ну или почти спокойно, :) бо именно тут мы попали в сильнейший шквал и имели все шансы разбить яхту о берег, ну или, как минимум, лишиться тента...
Лично мне на Оленьих - ничего не хочется. Даже фотографировать лень, давят они как-то, сплин нагоняют. Первое посещение я совершенно не помню, второе - урывками. От места стоянки дальше чем на 100 метров не отходил. Даже истории у костра, и те, как ни крути сворачивают на какую-то чертовщину...
Из положительно запомнилось чтение Тоона Теллегеновских сказок в слух. Так славно послушать о белке со слоном, когда вокруг такое:



Слово краеведам:

На Южном Оленьем...

По дороге к Климецкому острову лежат небольшие Оленьи острова — Северный и Южный. Последний прославился залежами известняка, который издавна шел у онежских крестьян на постройки. Об этом упоминает один из первых исследователей Карелии академик П. Я. Озерецковский.

Часто вместе с "известным камнем" местные жители откапывали кости человека, каменные и костяные предметы, но не придавали этому особого значения. Окрестив это место могильником, они продолжали по мере надобности его разрабатывать.

Петровский указ о сборе коллекций для Кунсткамеры, изданный 13 февраля 1718 г., надо полагать, до крестьян не дошел, а властям было ни к чему, что а том указе говорилось:

"...если кто найдет в земле, или в воде какие старью вещи, а именно каменья, необыкновенные, кости человеческие, или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях...— такожь бы приносили, за что будет дованная дача".

Спустя два с лишним века на Оленеостровские карьеры явились люди другого времени — советские строители. Ученые Петрозаводска и Ленинграда получили сообщения о том, что в карьерах обнаружены следы древних погребений.

На Южном Оленьем острове появились археологи. Поросшая лесом и кустарником площадка, окаймленная гранитом, оказалась большим древним кладбищем. Археологи исследовали могильник по всем правилам науки; все, что можно было, сфотографировали и записали на месте, а самое ценное вывезли для музеев. Выяснилось, что погребения — ровесники рисункам на скалах. Стоило археологам на полметра погрузиться в землю, как встретились следы красной охры — ею в этих местах первобытные люди посыпали покойников. Возле каждого скелета — набор предметов, которые могли пригодиться покойнику в царстве мертвых. В могилах раскопаны разнообразные орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел и гарпунов, ножи, кинжалы, топоры, рыболовные крючки из кости и камня. Все они отделаны и украшены орнаментом. Кроме того, найдены резные фигурки людей, животных, подвески филигранной работы из медвежьих клыков и резцов лося. Обнаружено свыше семи тысяч предметов, изготовленных рукой человека. Они позволяют судить о быте людей того времени, о способах добывания пищи.

Украшения, в определенном порядке лежащие на скелете, дают представление об одежде. Из звериных шкур шили нечто похожее на кафтан и штаны. На -ноги натягивалось что-то вроде чулок, сшитых из шкуры лося и отделанных нашивками из резцов этого же или другого зверя. На голове носили шапку, напоминающую капор, с отделкой из костяных пластинок.

Оставалось восстановить черты лица древнего обитателя Онего. По черепам, сохранившимся в Оленеостровском могильнике, известный советский антрополог М. М. Герасимов создал скульптурные портреты мужчин и женщин. У большинства жителей Карелии черты лица древнего европейца.

Созданные художниками неолита фигурки животных служили талисманами и амулетами, которые будто бы помогали добывать материальные блага — пищу, одежду, и должны были оберегать покойника от опасности. По всей вероятности, и назначение вырезанной из кости змеи такое же.

Зависимость человека от животных при жизни была так велика, что переселение в загробный мир не мыслилось без привычного окружения. Отсюда в могильнике амулеты и талисманы, связанные с животным миром Онего.

Благодаря "заботе" первобытных людей о благе умерших современная наука получила великолепный памятник материальной культуры неолита — Оленеостровский могильник.

Еще один источник познания седой старины — "Калевала". Руны карело-финского эпоса донесли до наших дней отголоски неолита. Из уст в уста передавалась созданная народом опоэтизированная история Карелии. Наслоение времен, однако, не изменило основной мотив устной народной поэзии — воспевание труда. Все, чем жил первобытный человек: охота, рыболовство, изготовление орудий труда, предметов быта отражено в песнях.

Наскальные рисунки и Оленеостровский могильник. проложили дорогу к героям "Калевалы". Да и как не вспомнить о следах на граните, когда речь заходит о главном герое эпоса Вяйнямейнене, который камнем долбит лодку, а перед этим камнем заточил свой каменный топор. Песни воспроизводят сцены из трудовой жизни, знакомят с эпизодами борьбы с природой в эпоху неолита. Строки "Калевалы" и петроглифы дополняют друг друга.


Археологи на островах действительно были, как раз перед нами. После них остались кучи мусора и загаженный берег. Да и легитимность их прибывания мне сомнительна, в лучшем случае, судя по организации лагеря, это была местная самодеятельность, но могли быть и поклонники Лары Крофт. Неолит - капать геморно, а артифакты стоят хорошо. Ну да это другая история...

Вот какие заметки об Оленьих оставили братья водные бродяги:

Про Оленьи острова хочется рассказать отдельно. Волею непогоды мы были вынуждены задержаться на одном из них, получив тем самым возможность, хорошенько его исследовать. В сталинские времена на острове располагался рудник по добыче извести и лагерь заключённых, работавших на нём. Об этом свидетельствовали печи для обжига извести, останки строений, карьер с рельсовой дорогой и вагонетками. По всему побережью остров обнесён колючей проволокой. За карьером - пещеры, уходящие на десятки метров под землю. С особым удовольствием вспоминаются огромные заросли сладкой малины, костяники, брусники и черники. У любителей рыбалки была возможность посидеть с удочкой, точнее рыба сидеть им особо не давала. Поэтому она стала одним из основных наших блюд. Количество собранных блёсен со дна тоже потеряло счёт. На острове находится захоронение древних людей, возраст которого определяется 7-ю тысячелетиями. Захоронение было обнаружено работавшими на руднике заключёнными. После чего на острове работали учёные археологи.

Про лагеря хотелось бы уточнить, что изначально лагерь был Финский, потом заключенные и сторожа - частично поменялись местами.

Ну и напоследок - в подтверждение "дурной славы" Оленьих:

Северный Олений - остров подозрительный и опасный. За всю восьмилетнюю историю ялоходства было не так уж много экстремальных событий. Я, например, припоминаю только четыре. И все эти четыре события произошли, как Вы уже догадались, около Оленьих островов.
Так, в 1994 году неопытные матросы неудачно принайтовали ял к Северному Оленьему. Всю ночь судно терлось о камни, и наутро дало течь, которую пришлось ремонтировать в Кижах.
В 1995 году при выходе с Южного Оленьего порывом ветра ял положило на бок, и хорошая девочка, сидевшая на баке с книжкой, оказалась за бортом. Возбужденная происшествием, команда не заметила ее отсутствия. Оказавшись в воде, девочка не забыла заложить книжку пальчиком, чтобы потом продолжить чтение. Очевидцы рассказывают, что когда ялоходцы хватились и, заложив несколько галсов, вернулись на место происшествия, подмерзший девичий пальчик пришлось разгибать с помощью плоскогубцев.
Дальше. Было событие, при котором я не участвовал, но оно упоминается в одном из мемуаров: "все помнят про большой камень, на который в "тот раз Маша нас чуть не посадила"". Впрочем, пустяк - ведь не посадила же (наверно Божья рука в тот раз отвела беду от ялоходцев).
В 2001 году при вхождении в бухту Северного Оленьего было сломано вальковое весло.
Наконец, сегодняшнее происшествие с поломкой мачты.
Стоит отметить, что здесь перечислены все мало-мальски значимые аварии, происходившие во время восьми лет плаваний (в перечень не вошли случаи поломки личного состава, связанные с пьянством, разгильдяйством и непослушанием).
Получается, что практически все онежские аварии случались в непосредственной близости от Оленьих островов. Опасные острова, и подозрительные. Я не склонен к мистике, но, возможно, нужно внимательнее прислушаться к тому, что говорит Гунька. Он утверждает, что на Северном Оленьем острове существуют многочисленные шаманские захоронения (это правда) и он, Гунька, слышит присутствие умерших шаманов, а также вступает с ними в незримый контакт. Гунька утверждает, что "шаманы" - хорошие и ему, Гуньке, приятно с ними общаться. Слушая шаманов, Гунька гунькает, прыгает, махает ручками и катается по земле. Я подозреваю, что с нашим капитаном не все в порядке. Приходит на ум один известный персонаж, который заткнул команде уши, а сам слушал пение поганских девок, которые заманивали судно на скалы. Не исключаю, что Гунь, как человек чувствительный, действительно, попался на удочку Оленьих островов, но этого не подозревает.
Береженого Бог бережет, и я бы предложил в последующих походах предпринять меры предосторожности. Во-первых, никогда не приближаться к Оленьим островам. Желательно вообще на онежских картах заклеивать или замазывать зону Оленьих островов чернилами. Во-вторых, если и выпадет приблизиться к Оленьим, временно отстранять Гуньку от капитанской должности. При этом желательно принайтовывать его к мачте или банкам. В случае стоянки на Оленьих категорически пресекать попытки Гуньки загунькать, запрыгать, помахать ручками или покататься по земле.
Короче, непростые острова…


Такие вот истории. А вот что запечатлел акын, т.е. я :) :



Таким был вечер прибытия на Оленьи, но погода стала портиться пошел дождь



Из не изгаженного учеными археологами района пристани, оставались только верхушки кустов, которые и снимал



Тоскливо...



Туманно...



Вход в гавань, напротив - Северный Олений.

Вот собственно и все что я снял. Причем посмотрел чужие "пленки" и там почти ничего... Из интересного:



Окончание борьбы со шквалом, дождь можно считать почти стих



Почти, если сравнивать с тем что было, а так вполне себе ливяра...



А потом, когда народное хозяйство было восстановлено, мы пили чай



Герой борьбы за выживание принимал вечерний моцион



Михаил читал вслух сказки, ну а капитан (он крайний справа), видимо думал, что это такое мы покурили пока он спал и почему без него :)

promo dzeso september 6, 2016 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1
У меня сегодня "день Оленьих" - абсолютно ощущения как на этом месте. Вроде ни чего плохого не случилось, а неуютно и как-то душевно тошнит... И тут твой "репортаж". Знак-знамение-и-исимвол однако.

Ну вот, где Оленьи - там мистика...

  • 1