"В мае 1908 года «Полярная Звезда» получила из Парижа право самостоятельно открывать новые ложи в России. К концу 1909 года масонские ложи с подчинением «Полярной Звезде» были открыты в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринославле, Нижнем Новгороде и ряде других крупных городах России.
На мой взгляд, основным, ключевым событием в деле предстоящего завоевания политической власти в России масонами-кадетами стало создание в 1909 году «Военной ложи», в которую вошли несколько десятков генералов, адмиралов, полковников. Среди них особенно выделялись генералы: Алексеев, Крымов, Рузский, Ломоносов, Вырубов, Теплов, Маниковский, адмирал Вердеревский, полковники Головин и Половцев.
...
Окончил Морской корпус в 1893 году,
В 1900 году лейтенант Вердеревский неожиданно(?), «по семейным обстоятельствам», выходит в отставку и на долгое время исчезает из поля зрения сослуживцев и знакомых. По отдельным, отрывочным сведениям, он побывал в Индии, на Тибете, в Персии, плавал капитаном маленького колесного пароходика по Аму-Дарье. В официальной биографии, оформленной при возвращении на службу из запаса, записана маловероятная, но достаточно безобидная фраза: «занимался садоводством в Туркестане». Кстати, интересно, в туркестанских песках сады выращивают? Похоже Дмитрий Николаевич обладал здоровым чувством юмора. Вы наверняка помните фильм «Цена сокровищ», режиссера Сергея Тарасова, где роль лейтенанта сыграл Александр Кознов, а роль прекрасной квартеронки сыграла актриса Надежда Горшкова. В основу фильма положен сюжет о русском морском офицере, посланном со специальным заданием в Трансвааль, во время войны англичан с бурами. На фоне поиска клада и борьбы с местными мафиози развивается романтический любовный сюжет русского лейтенанта и красавицы-певицы - его сообщницы. Одесские и московские киноактеры вполне справились со своей задачей, возможно, и не предполагая, что обессмертили образ молодого лейтенанта Дмитрия Вердеревского. Так, по крайней мере, с уверенностью утверждали близкие друзья Дмитрия Николаевича хорошо знакомые с малоизвестными страницами его биографии. Более тридцати русских офицеров были командированы на театр военных действий, в Южную Африку. Для того, чтобы исключить официальные претензии Англии, все эти офицеры официально были отправлены в отставку и после длительной командировки, оставшиеся в живых, были восстановлены на службе с сохранением всех прав и привилегий.
Обойдем скромным молчанием этот несколько замутненный период временной отставки лейтенанта Дмитрия Вердеревского и перенесемся в Севастополь лета-осени 1905 года. В самом разгаре Русско-японская война, в морских сражениях на Дальнем Востоке погибла большая часть офицеров флота. Лейтенант Дмитрий Вердеревский вернулся из запаса на действительную службу и назначен командиром маленького, старенького номерного миноносца № 255 в составе Черноморской эскадры. Опытный офицер, имевший опыт кругосветного плавания, дипломированный морской артиллерист, вдруг на такой малозначащей должности в глубоком тылу. Видимо служебными обязанностями лейтенант Вердеревский не был особенно загружен, находилось время и на общение с друзьями и на общественно-политическую или, я бы даже сказал, на заговорщическую деятельность. В мае-июне месяце он особо близко общался с недоброй памяти лейтенантом Петром Шмидтом. Для читателей желающих более подробно проанализировать период пребывания Дмитрия Вердеревского на Черноморском флоте в 1905 году небезынтересно будет узнать, что Петр Петрович Шмидт в этот же период командовал миноносцем № 253.
...
Я обратился к этому эпизоду в биографии адмирала Дмитрия Вердеревского, официально нигде не отраженному, не столько из нежелания подтвердить его столь раннюю революционность и приверженность к демократическим переменам в обществе, сколько из убеждения в весьма сомнительной чести связывать ему свое имя с именем Петра Шмидта…
...
По признанию сослуживцев, Дмитрий Николаевич был «артиллеристом от Бога», участвовал в выработке новых приемов в использовании корабельной артиллерии, руководил подготовкой офицеров- артиллеристов. В 1906 году Дмитрий Николаевич в должности флагманского артиллериста Учебного артиллерийского отряда (УАО) руководит артиллерийскими курсами.
В 1910-1911 году – Вердеревский командир эскадренного миноносца «Генерал Кондратенко», в 1911-1914 году – командир новейшего эскадренного миноносца «Новик».
Обратите внимание, насколько напряженной и насыщенной, даже с учетом 2-х отставок, была служба Дмитрия Николаевича Вердеревского. По всем параметрам, это был моряк-универсал высокого уровня с внешностью и хваткой настоящего волкодава. Любопытна характеристика, данная Вердеревскому в 1908 году его начальником адмиралом А. Герасимовым: «Способный работящий офицер, несколько теоретик. Доброе сердце, хотя старается быть строгим. Любим подчиненными офицерами и командой… О корабле весьма попечителен. Скорее горяч, чем хладнокровен. В кают-компании часто поднимал разговоры на военные темы и тем способствовал возбуждению интереса к этим вопросам со стороны молодых офицеров, высказывая сам верные военно-морские взгляды». Следует принять к сведению, что характеристика эта давалась Вердеревскому в период его службы старшим офицером крупного учебного артиллерийского корабля.
В этот же период и примерно такими же противоречивыми действиями заявил о себе адмирал Вердеревский. Как уже говорилось, командуя Балтийским флотом, он получил 4 июня от помощника морского министра капитана 1-го ранга Бориса Дудорова телеграмму с требованием высылки в Петроград 4-х эскадренных миноносцев для демонстрации силы Временного правительства, с перспективой их использования против агрессивно настроенных кронштадских моряков, участвовавших в демонстрациях протеста. С получением телеграммы, Вердеревский заявил членам Центробалта: «Я служу не людям, а Родине. И если флот вовлекают в политическую борьбу, то я не исполню приказания, а там меня могут сажать в тюрьму». 5 июня он был арестован и отдан под суд за невыполнение приказов Временного правительства. В дни выступления генерала Льва Корнилова Временное правительство признало, что поведение Вердеревского в Июльские дни «вполне оправдывалось обстоятельствами дела». 30 августа Вердеревский назначается Морским министром.
С 1 по 24 сентября Вердеревский входил в Директорию. 9 сентября вместе с Военным министром А.И. Верховским и верховным главнокомандующим А.Ф. Керенским подписал обращение к армии и флоту: «Временное правительство обращает внимание армии и флота на то, что недостаточно спаянные сверху донизу во единое целое во имя защиты Родины армия и флот могут оказаться не в силах противостоять новой попытке какого-либо честолюбца, могущего в подходящий момент вновь посягнуть на свободу русского народа» ( «Революционное движение в России в сентябре 1917 года. Общенациональный кризис». Сб. М., 1961, с.223). Очередной раз убеждаемся в том, что для авторов подобного обращения устранение с военно-политической арены адмирала Колчака, было просто первейшей необходимостью.
В октябре 1917 года, в знак солидарности с военным министром А.И. Верховским, считавшим необходимым скорейший выход России из войны, 24 октября написал заявление об отставке, но, в связи с начавшимся восстанием в столице, счел своим долгом не подавать его. 26 октября арестован в Зимнем дворце вместе с другими министрами Временного правительства. 27 октября «освобожден из-под ареста под честное слово» и осуществлял, сотрудничая с новой властью, техническое руководство оперативными действиями флота по обороне страны при реальной опасности вторжения в Балтику Германского флота. Отказавшись от участия в гражданской войне, нашел возможность эмигрировать из России. В Париже активно участвовал в деятельности эмигрантских структур, объединявших, прежде всего, бывших морских офицеров. В структуре РОВС занимал лидирующие должности, неоднократно замещая его главу генерала Кутепова. Параллельно с этой деятельностью активно участвовал в работе масонских лож. Член Масонского Верховного совета. Ложи: «Астрея», «Юпитер» (1931 – Досточтимый мастер). Ареопаги: «Лютеция» и «Депутат» и «Второй охранитель входов», второе лицо после Достопочтимого мастера или «Принципала»… Все эти высшие масонские титулы присваивались Вердеревскому в разные годы иммиграции от 1922 до 1938. Именно в этот период активизируется деятельность РОВС, в том числе и по разведывательной и подрывной работе на территории Советской России. Нетрудно спрогнозировать комплексную деятельность Вердеревского, с одной стороны как ведущего руководителя и главы морской секции РОВС, с другой стороны - масонского функционера высокого уровня.
Как следует из масонских директивных документов того периода, формулируя свои главные задачи в России, «вольные каменщики» предлагали сосредоточиться на подпольной работе по созданию основ новой власти. «Русские масоны не собираются действовать открыто, а, напротив, желают работать незаметно в строительстве разумного режима, основанного на принципах масонского ордена и учреждения принципа народного волеизъявления (на языке масонов это означало возможность закулисной манипуляции на выборах) под знаком легальной либеральной доктрины»."
Также по теме можно посмотреть:
1. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731 - 1996. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: "Родник", 1996.-704 с.
2. Морские офицеры в разведке и контрразведке
:)