Previous Entry Share Next Entry
еТанго #78. Заметки после семинаров с Juan Capriotti. Неизвестность и танго.
Солнечно
dzeso
Продолжение Хуановских конспектов.

Разбиралась очень важная для танго тема: интерпретация и непредсказуемость. Почему это так важно? Потому, что это и есть суть танго, это как в джазе: оркестр задает тему, а танцоры импровизируют вокруг нее. Причем структура импровизации может быть многоуровневой: танцор - пара - танцпол. С другой стороны, танго - форма общения между двумя. Многие ли любят разговаривать с автоответчиками? А общаться в таком режиме "заяц-волк"? По большому счету, многие это понимают, но остается вопрос: а как? Вот об этом Хуан и попытался рассказать. И опять не без дзена:

  • Существует два типа танцевания: танцевание «шагов» и «музыки» - имеется ввиду природа танца. Можно пытаться делать выученные связки и элементы, впихивая их в "музыку", а можно пытаться выражать музыку движением. Первое – это танцевать шаги, а второе - музыку. У нас, увы, более распространено первое, что Хуан после разминочных двух танцев сразу же и отметил. Шаги - это «прошлое», «схемы» - это будущее, а танцевать надо сейчас. Идейно о теме "прошлое-настоящее-будущее" я писал в еТанго #77. Танго и теория относительности. Тут же немного поясню конкретику. Имеется ввиду шаги в смысле элементов. Люди изучают элементы, затрачивая на каждый какие-то нереальные суммы (если сложить стоимость всех частников и мастер классов). Ну и понятно, что потом хочется как-то "окупить" инвестиции. А как? Ну, вот так: вспомнить чего-нибудь этакое и поразить партнера и всех окружающих исполнив оное. Танцевать же "схемы" - танцевать будущее в смысле, что имея набор определенных "связок", танцующие пытаются вставлять их в музыку. То есть, у них уже есть рисунок танца (будущего) и надо его лишь воплотить в звучащей музыке. И то, и другое - обманные пути. Танго живет не там

  • В объятии надо быть «пустым», не иметь плана (не танцевать «будущее»), а интерпретировать музыку, объятие и окружающих - это, собственно, ответ на проблему из предыдущего тезиса. Что значит быть пустым? Опять дадим слово дзену:

"Все явления (физические, психологические и физиологические) лишены постоянной личности. Быть пустым не значит быть несуществующим. Это значит пребывать без постоянной личности. Для того, чтобы пояснить этот момент Нагарджуна в своей Махапраджнянарамита Сутре (второй век) сказал: "Все явления существуют благодаря пустоте". И в этом утверждении нет никакой двусмысленности. Если смотреть на мир как на нечто непостоянное, как на не-самость, тогда его составляющие просто не могут быть вечными или обладающими абсолютной личностью. Существование было бы невозможным, если бы вещи не были пусты, то есть свободны от абсолютной самости. Если бы они были постоянными, тогда как зерно смогло бы превратиться в колос? Как ваша маленькая дочка могла бы превратиться в красивую девушку? Как мог бы закончить свой срок тоталитарный режим? Настаивать на существовании абсолютной личности, значит отрицать существование вещей, тогда как провозглашение принципа не-самости есть утверждение жизни. Вещи реальны только тогда, когда они лишены устойчивой личности. Такое понимание можно выразить в следующих формулах:

- Непостоянство - не-самость - вещи существуют.
- Постоянство - устойчивая личность - вещи не существуют.
- Понятие пустоты, согласно буддизму, есть утверждение существования вещей, а не их отрицание. Наше желание видеть мир, в котором вещи постоянны и нерушимы, неосуществимо по своей сути."
    Ну, а кому дзеновское понимание сложно, так можно просто интерпретировать "внешнее" воздействие: мальчик музыку, девочка - мальчика, пара - окружающих.  И не надо стремиться что-то "сделать", позвольте этому "делаться". И особенно важно умение быть "пустой" в объятии - девочкам. Почему? Контакт мальчика с музыкой - ментальный (хотя на счет Годоя, я в этом не так уверен), у девочки же с мальчиком - он еще и физический. И когда мальчик игнорирует музыку, то это просто по-дурацки выглядит, когда же девочка - мальчика: случаются "физические коллизии", в просторечие называемые "самоходом", "наступанием" на ноги, "вырыванием" из пары.  NB (Перед тем, как поправить меня, справедливо заметив, что "а вот другие говорят, что в объятии девочке надо быть ...", хочу напомнить, что во-первых, это - конспект, и если хочется поправить, то придите на урок к Хуану и попробуйте его поправить. А во-вторых, "пустой", это не физическое свойство, а состояние разума. "Быть пустым не значит быть несуществующим").
  • Становиться надо на полную стопу, на каблук! - Существуют разные техники, и это один из возможных вариантов. Вариант, который я полностью разделяю, и которому учу. (Алехандра, кстати - тоже)

  • Упражнение - "танец наоборот". Хочешь пойти вперед - иди назад и так далее - Практика борьбы со "схемами" в танце, и то, как нарабатывать умение интерпретировать. Поначалу сильно ставит в тупик, напоминая дзеновские практики. Но если попробовать, то через какое-то время сильно просветляется в голове. Правда упражнение в первую очередь для того, кто ведет. Ну или для самостоятельной работы. Девочкам практиковать его полезно - безусловно. Как минимум помогает избавиться от синдрома: "Ой, мне показалось, что ты хотел сделать мне очо назад".

  • Танцевать "пустым". Полная безынтересность к будущему, разрыв с прошлым, а вместо этого: контакт, музыка и бытие в настоящем могут преодолеть неизвестность и создать танец. - Мне кажется, это не нуждается в комментариях. Бо это и есть суть парной интерпретации, а значит и танго.


?

Log in

No account? Create an account