Previous Entry Share Next Entry
С.Е. Кургинян. Актуальный архив
Солнечно
dzeso
Если "Постперестройку" прочел давно и с удовольствием, то к "Актуальному архиву" было скептическое отношение.
Первый раз как его глянул, подумал, что часть статей уже и так читал, "Постперестройку" так вообще - не один раз, мол, ну и в чем смысл еще раз перечитывать? Как оказалось был сильно не прав.
Во-первых, статьи, составляющие сборник, до сих пор актуальны, во-вторых, подобраны так, словно это учебник с кейсами, позволяющими в динамике отслеживать реальные политические процессы и учиться адекватно реагировать на события. Помимо этого, содержание статей формирует интересный срез новейшей политической истории России, так что в какой-то степени это еще и учебник истории. Но и это не главное, точнее не то, что больше всего поразило.
Каким-то магическим образом довольно сухой сборник политико-аналитических статей во время прочтения преображается в драматическое художественное произведение в стилистике классической греческой трагедии. Этакие заметки современного Одиссея, вдруг понимающего, что его лишают родины. Причем для того, чтоб стать скитальцем, не надо никакой Троянской войны, просто в какой-то момент твоя страна, твой хлеб, твое вино - все вдруг начинает исчезать. Герой, как и положено герою греческой трагедии, начинает бороться с роком, понимая с какого-то момента неизбежность поражения. Но даже после поражения (развала СССР) герой не сдается и начинает мучительно искать пути возвращения утраченного.
Автор, он же герой, проходит все стадии: энтузиазм, надежду, отчаяние, поражение, предательство, непонимание окружающих и вновь надежду, и опять поражение, и снова предательство... Его предсказания регулярно сбываются, но им ни кто не верит. Он, как троянская Касандра, пытается докричаться до окружающих и предупредить о грядущем, но раз за разом "троянцы" не слышат его, и раз за разом принимают "коня" в дар.
Идут годы, "Одиссей" ищет дорогу "домой", а рок уводит его все дальше и дальше. Иногда получается что-то отсрочить, что-то предотвратить, но все явственнее и явственнее вырисовывается перспектива навсегда утратить возможность вернуться домой, и тем не менее герой продолжает идти… Так что, если вместо политологических терминов использовать богов, титанов, чудовищ, проклятия и волшебников, то, думаю, Гомер был бы счастлив заполучить подобный сюжет. Такое вот неожиданное у меня получилось художественное прочтение сборника аналитических статей.
Если же вернуться в буквальному содержанию, то книга составлена из статей С.Е. Кургиняна разных лет, с 1988 по 1993, которые и по прошествии 20 лет  сохраняют актуальность. Повторюсь, что по статьям сборника можно и нужно изучать новейшую историю России, а  вдумчивый разбор содержания является готовым политологическим учебником для самообразования.
В чем-то я понимаю сложности парней, которым заказывают критику Кургиняна. А что критиковать, и как? Ведь если все же прочесть и попытаться понять написанное, то наверно можно было бы прицепиться к каким-то мелочам вроде преувеличения роли и возможностей Японии как глобального игрока. Но, подобные мелочи скорее наоборот только дополнительно подчеркнут важность основных тем…
Но даже и критики "по мелочам" я практически не встречал за все три уже как года ее мониторинга. ну а что касается японии, так, во-первых, отношение к ней в конце 80-х во всем мире было несколько иным, а во-вторых, и Гуанчжоу тогда выглядел несколько иначе:
Не так, как сейчас:
По существу же автору возразить некому. Где все эти интеллектуалы, верещащие, что Кургинян маргинал? Вот есть статьи 20-летней давности, ну и, обладая послезнанием, опровергните хоть что-нибудь. Без истерик, без хамства, а спокойно и убедительно. Очень интересно было бы почитать. Но сомневаюсь, что такое возможно.
Как-то так.

?

Log in

No account? Create an account