?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дэвид Хезмондалш. Культурные индустрии
Солнечно
dzeso
Очень интересной, на мой взгляд, получилась подборка книг из серии «Исследования культуры», выпущенной издательким домом ВШЗ. Три книги - три подходя к проблематике современной культуры:

1. Терри Иглтон. Идея культуры - концептуальный взгляд
2. Дэвид Тросби. Экономика и культура - взгляд экономиста прагматика
3. Дэвид Хезмондалш. Культурные индустрии - аналитический взгляд ученого исследователя

В результате у читателя дается объемная и разносторонняя картина происходящего в области культуры: история вопроса, текущее состояние, проблемы и перспективы. Правда в отличии от первых двух авторов, Хезмондалш рассматривает не культуру вообще, а конкретно - культурные индустрии. Что закономерно, потому что Дэвид Хезмондалш является профессором Университета Лидса (Великобритания) специализирующегося по этой тематике. Начиная с 80-х годов он ведет сбор и анализ данных об изменениях происходящих в культурных индустриях.

Что значит термин “культурные индустрии”? Хезмондалш под "культурными индустриями" понимает те институты (в основном коммерческие компаний, но также государственные и некоммерческие организации), которые самым прямым образом участвуют в производстве социального смысла. К подобным индустриям он относит: телевидение, радио, кинематограф, газеты, журналы и книгоиздание, звукозаписывающую индустрию, рекламу и исполнительские искусства.
Структурно работа Хезмондалша "Культурные индустрии" построена как классическое исследование:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АППАРАТ
I. ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ
II. ОЦЕНКА КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ
III. ОБЪЯСНЯЯ КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ
IV. МАРКЕТИЗАЦИЯ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ ИЭФИРНОМВЕЩАНИИ
V. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЯХ, НАЧИНАЯ С 1980 ГОДА
VI. СОБСТВЕННОСТЬ, СТРУКТУРА И РАЗМЕР
VII.ОРГАНИЗАЦИЯИКУЛЬТУРНЫЙТРУД
VIII. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ
IX. НОВЫЕ МЕДИА, ДИГИТАЛИЗАЦИЯ ИКОНВЕРГЕНЦИЯ
X. ТЕКСТЫ: РАЗНООБРАЗИЕ, КАЧЕСТВО И ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ
ВЫВОДЫ: НОВАЯ ЭПОХА
КУЛЬТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ

То есть, в первой части вводятся определения и описывается методология исследования. Во второй, на примере изменения государственной политики по отношению к телевидению показывается как менялось в целом государственная политика в области культурных индустрий. Другими словами дается история вопроса. Ну а в третей части подробно рассматривается текущее состояние.
Подкупает авторская попытка оставаться объективным. Нет, позиция Хезмондалша угадывается, но он честно дает разные точки зрения, анализирует их, сравнивает сильные и слабые стороны, критикует предлагаемые подходы. Очень много ссылок на первичные данные: статистики продаж, бюджеты, продолжительность рекламных блоков и так далее.
Хорошие обзоры источников. Много, опять же, с анализом и критикой. В моем случае, правда, - излишне подробно разобраны некоторые аспекты. Нет, тому, кто интересуется именно культурными индустриями, возможно именно такая подача и нужна. Но я читал обзорно, поэтому изучать динамику, например, роста расходов на рекламу (стр.128) было не очень интересно. Хотя и в таких главах, все равно находил много для себя интересного. Например, оказывается что 80% голливудской кино-индустрии состоит из компаний с численностью сотрудников в 4 и меньше (стр.239). Так что, хоть и скучно читать аналитику по “концентрации газетного рынка” (стр.238), но из-за постоянно встречающихся интересных фактов и мыслей хочется прочесть целиком.
Если кому-то интересно понять ситуацию в "культурных индустриях" только в общих чертах, то наверно можно ограничиться первой частью и выводами, что даются в конце каждой из глав. В предисловии Хезмондалш пишет, что создавал книгу из расчета практического ее использования студентами. Поэтому к каждой главе есть выводы и краткое изложение содержания.
В электронном виде я пока книгу не видел, только у издателя на сайте есть фрагмент в pdf. В бумаге же «Культурные индустрии» - тяжеленный крупноформатный том, носить который с собой не очень удобно.

И в заключении - рабочие заметки на полях, которые дают общее представление о содержании

стр.33 - Адорно и Хоркаймер о культурной жизни США: "Жизнь при капиталистической демократии в США по своему является столь же пустой и поверхностной, хотя и не такой жестокой, как в Германии, из которой они бежали"

стр.37 - Статистика продаж, рентабельность и риски в культурных индустриях. Иллюстрация источников ухудшающего отбора в культурных индустриях.

стр.40-44 - Характеристики культурных индустрий

стр.50-74 - О различных подходах к анализу культурных индустрий: либерально-плюралистические исследования коммуникаций, политэкономические подходы, социологические подходы, подходы в рамках исследования культуры. Их сравнение, слабые и сильные стороны перечисленных методов.

стр.62 - П.Бурдье. О причинах формировании в XIX веке коммерческого массового культурного производства. Проблема кративность VS коммерция.

стр.63 - Проблема смысла. Об игнорировании смысла в коммерческом культурно производстве. Акцент на экономику и продаваемость.

стр.78-83 - Определение эр культурного производства: эра покровителей и ремесленников - профессиональная эра - корпоративно-профессиональная эра.

стр.83-85 - Коммодификация (коммерциализация) культуры. Краткая история вопроса.

стр.89-89 - Судьбы крупнейших кинокомпаний в США

стр.91 - О типах контроля культурного производства: "алокативный" и "оперативный" контроль

стр.105 - Краткая история авторского права

стр.110-112 - О качестве текстов: выбор, разнообразие, множественность. Ухудшилось ли качество, и чьи интересы обслуживают современные тексты

стр.117-118 - О проблемах комплексного анализа культуры. Детерминизм и редукция. Три формы редукции: экономическая, технологическая и культурная. Как сохранить баланс?

стр.122-123 - Анализ мировых процессов. Роль культуры в них. использование культуры для легитимации неолиберализма

стр.124 - Что такое Информационное общество (экономика знаний)

стр.131-132 - История глобализации. Темпы инвестиций в международную деятельность существенно обгонял рост экономики

стр.134 - Переход корпораций на сетевые модели (тойотизм) и дезинтеграция рабочей силы

стр.160-188 - Четыре волны маркетизации культуры

стр.192-201 - Концепции, альтернативные либеральной культурной политике. История совета Большого Лондона. Переориентация с либеральной модели поддержки производителя (креативщика), на поддержку потребителя (зрителя)

стр.259-265 - Управление кративностью. Контроль через бюджеты и маркетинг.

стр.266 - о причинах появления упрощенного "однотемного". однотипного и предсказуемого кино

стр.269 - Конвееризация культурного производства на примере мюзиклов.

стр.378 - Увеличение числа текстов не означает увеличение разнообразия на примере кабельного телевидения. Проблема метрики для разнообразия.

стр.379 - В год ребенок видит 40 тыс. рекламных роликов. Рост за 20 лет в два раза.

стр.380 - Глобальные технологии раскрутки блокбастеров на примере "Хроники нарнии"

стр.389-393 - Распадение общества на культурные страты. Пример канала HBO, как высококачественного телевидения не для всех

стр.394 - Причины странных трансформаций массовой культуры. Из-за большого разнообразия, необходимость гарантированного привлечения внимания. Использование шока, как способа привлечение внимания. Замкнутый цикл: для удержания внимания нужно все больше шока, а значит все больше секса, все больше насилия, все больше растабуированного.