Previous Entry Share Next Entry
Дэвид Хезмондалш. Культурные индустрии
Солнечно
dzeso
Очень интересной, на мой взгляд, получилась подборка книг из серии «Исследования культуры», выпущенной издательким домом ВШЗ. Три книги - три подходя к проблематике современной культуры:

1. Терри Иглтон. Идея культуры - концептуальный взгляд
2. Дэвид Тросби. Экономика и культура - взгляд экономиста прагматика
3. Дэвид Хезмондалш. Культурные индустрии - аналитический взгляд ученого исследователя

В результате у читателя дается объемная и разносторонняя картина происходящего в области культуры: история вопроса, текущее состояние, проблемы и перспективы. Правда в отличии от первых двух авторов, Хезмондалш рассматривает не культуру вообще, а конкретно - культурные индустрии. Что закономерно, потому что Дэвид Хезмондалш является профессором Университета Лидса (Великобритания) специализирующегося по этой тематике. Начиная с 80-х годов он ведет сбор и анализ данных об изменениях происходящих в культурных индустриях.

Что значит термин “культурные индустрии”? Хезмондалш под "культурными индустриями" понимает те институты (в основном коммерческие компаний, но также государственные и некоммерческие организации), которые самым прямым образом участвуют в производстве социального смысла. К подобным индустриям он относит: телевидение, радио, кинематограф, газеты, журналы и книгоиздание, звукозаписывающую индустрию, рекламу и исполнительские искусства.
Структурно работа Хезмондалша "Культурные индустрии" построена как классическое исследование:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АППАРАТ
I. ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ
II. ОЦЕНКА КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ
III. ОБЪЯСНЯЯ КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ
IV. МАРКЕТИЗАЦИЯ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯХ ИЭФИРНОМВЕЩАНИИ
V. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЯХ, НАЧИНАЯ С 1980 ГОДА
VI. СОБСТВЕННОСТЬ, СТРУКТУРА И РАЗМЕР
VII.ОРГАНИЗАЦИЯИКУЛЬТУРНЫЙТРУД
VIII. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ
IX. НОВЫЕ МЕДИА, ДИГИТАЛИЗАЦИЯ ИКОНВЕРГЕНЦИЯ
X. ТЕКСТЫ: РАЗНООБРАЗИЕ, КАЧЕСТВО И ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ
ВЫВОДЫ: НОВАЯ ЭПОХА
КУЛЬТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ

То есть, в первой части вводятся определения и описывается методология исследования. Во второй, на примере изменения государственной политики по отношению к телевидению показывается как менялось в целом государственная политика в области культурных индустрий. Другими словами дается история вопроса. Ну а в третей части подробно рассматривается текущее состояние.
Подкупает авторская попытка оставаться объективным. Нет, позиция Хезмондалша угадывается, но он честно дает разные точки зрения, анализирует их, сравнивает сильные и слабые стороны, критикует предлагаемые подходы. Очень много ссылок на первичные данные: статистики продаж, бюджеты, продолжительность рекламных блоков и так далее.
Хорошие обзоры источников. Много, опять же, с анализом и критикой. В моем случае, правда, - излишне подробно разобраны некоторые аспекты. Нет, тому, кто интересуется именно культурными индустриями, возможно именно такая подача и нужна. Но я читал обзорно, поэтому изучать динамику, например, роста расходов на рекламу (стр.128) было не очень интересно. Хотя и в таких главах, все равно находил много для себя интересного. Например, оказывается что 80% голливудской кино-индустрии состоит из компаний с численностью сотрудников в 4 и меньше (стр.239). Так что, хоть и скучно читать аналитику по “концентрации газетного рынка” (стр.238), но из-за постоянно встречающихся интересных фактов и мыслей хочется прочесть целиком.
Если кому-то интересно понять ситуацию в "культурных индустриях" только в общих чертах, то наверно можно ограничиться первой частью и выводами, что даются в конце каждой из глав. В предисловии Хезмондалш пишет, что создавал книгу из расчета практического ее использования студентами. Поэтому к каждой главе есть выводы и краткое изложение содержания.
В электронном виде я пока книгу не видел, только у издателя на сайте есть фрагмент в pdf. В бумаге же «Культурные индустрии» - тяжеленный крупноформатный том, носить который с собой не очень удобно.

И в заключении - рабочие заметки на полях, которые дают общее представление о содержании

стр.33 - Адорно и Хоркаймер о культурной жизни США: "Жизнь при капиталистической демократии в США по своему является столь же пустой и поверхностной, хотя и не такой жестокой, как в Германии, из которой они бежали"

стр.37 - Статистика продаж, рентабельность и риски в культурных индустриях. Иллюстрация источников ухудшающего отбора в культурных индустриях.

стр.40-44 - Характеристики культурных индустрий

стр.50-74 - О различных подходах к анализу культурных индустрий: либерально-плюралистические исследования коммуникаций, политэкономические подходы, социологические подходы, подходы в рамках исследования культуры. Их сравнение, слабые и сильные стороны перечисленных методов.

стр.62 - П.Бурдье. О причинах формировании в XIX веке коммерческого массового культурного производства. Проблема кративность VS коммерция.

стр.63 - Проблема смысла. Об игнорировании смысла в коммерческом культурно производстве. Акцент на экономику и продаваемость.

стр.78-83 - Определение эр культурного производства: эра покровителей и ремесленников - профессиональная эра - корпоративно-профессиональная эра.

стр.83-85 - Коммодификация (коммерциализация) культуры. Краткая история вопроса.

стр.89-89 - Судьбы крупнейших кинокомпаний в США

стр.91 - О типах контроля культурного производства: "алокативный" и "оперативный" контроль

стр.105 - Краткая история авторского права

стр.110-112 - О качестве текстов: выбор, разнообразие, множественность. Ухудшилось ли качество, и чьи интересы обслуживают современные тексты

стр.117-118 - О проблемах комплексного анализа культуры. Детерминизм и редукция. Три формы редукции: экономическая, технологическая и культурная. Как сохранить баланс?

стр.122-123 - Анализ мировых процессов. Роль культуры в них. использование культуры для легитимации неолиберализма

стр.124 - Что такое Информационное общество (экономика знаний)

стр.131-132 - История глобализации. Темпы инвестиций в международную деятельность существенно обгонял рост экономики

стр.134 - Переход корпораций на сетевые модели (тойотизм) и дезинтеграция рабочей силы

стр.160-188 - Четыре волны маркетизации культуры

стр.192-201 - Концепции, альтернативные либеральной культурной политике. История совета Большого Лондона. Переориентация с либеральной модели поддержки производителя (креативщика), на поддержку потребителя (зрителя)

стр.259-265 - Управление кративностью. Контроль через бюджеты и маркетинг.

стр.266 - о причинах появления упрощенного "однотемного". однотипного и предсказуемого кино

стр.269 - Конвееризация культурного производства на примере мюзиклов.

стр.378 - Увеличение числа текстов не означает увеличение разнообразия на примере кабельного телевидения. Проблема метрики для разнообразия.

стр.379 - В год ребенок видит 40 тыс. рекламных роликов. Рост за 20 лет в два раза.

стр.380 - Глобальные технологии раскрутки блокбастеров на примере "Хроники нарнии"

стр.389-393 - Распадение общества на культурные страты. Пример канала HBO, как высококачественного телевидения не для всех

стр.394 - Причины странных трансформаций массовой культуры. Из-за большого разнообразия, необходимость гарантированного привлечения внимания. Использование шока, как способа привлечение внимания. Замкнутый цикл: для удержания внимания нужно все больше шока, а значит все больше секса, все больше насилия, все больше растабуированного.

?

Log in

No account? Create an account