Previous Entry Share Next Entry
Умберто Эко. Рабочий конспект (3. Подготовка к работе над текстом)
Солнечно
dzeso
3. Подготовка к работе над текстом

Итак, списки источников подобраны, что-то уже даже прочитано и как-то начально обработано. Пора приступать к непосредственной работе над текстом. С чего начать?

3.1 Заглавие, введение и содержание

Первое, что должно быть написано, это: заглавие, введение и содержание. Это вовсе не значит, что сразу нужно сделать окончательные варианты. В ходе работы все три части могут быть не раз скорректированы, но начав с них вы автоматически наметите свой рабочий план, по которому дальше сможете работать. На практике это может выглядеть так:

1. Шаг первый. Формулируем заглавие работы. Причем не только краткий, формализованный заголовок, но и содержательное его раскрытие. Например, если на обложке романа Сервантеса значится “Дон Кихот”, то открыв книгу мы увидим расширенное название: “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”. Если будем листать дальше, то у заголовка “Первая глава” будет подзаголовок “повествующая о нраве и образе жизни славного идальго Дон Кихота Ламанчского”. Это и есть раскрытие содержания в заголовке.
2. Вторым шагом расширенный заголовок еще более подробно раскрывается во “введении”, рассказывающем, что лежит в фокусе работы, а что на периферии. Если сравнивать введение с предисловием, то введение ставит задачи и проблемы и как бы “начинает” работу, а предисловие показывает каким образом вы пойдете к намеченной цели, то есть как бы показывает пути “окончания” работы.
3. Следующий шаг - содержание, которое уже попунктно определяет этапы работы
4. И последний шаг, к каждому пункту содержания пишется короткое резюме, определяющее будущее содержание этого пунктаСодержание работы, особенно на первом этапе, может создаваться в разных формах, подробнее примеры даны в книге, но структурно и идейно оно должно следовать следующей схеме:

1. Постановка проблемы;
2. Опыт предшественников;
3. Наша гипотеза;
4. Данные, которыми мы располагаем;
5. Анализ этих данных;
6. Доказательство гипотезы;
7. Выводы. Перспективы продолжения данного исследования.

3.2 Предисловие

Следующая фаза работы над текстом - предисловие, которое, в сущности, является развитием пунктов содержания. На начальном этапе предисловие может радикально отличаться от итогового и выглядеть как-то так (пример Умберто Эко):

  • «В данной работе мы намереваемся доказать такую-то гипотезу. Предыдущие исследователи оставили нерешенными такие-то и такие проблемы, и собранные факты на данный момент не представляются достаточными. В первой главе попытаемся ответить на такой-то вопрос; во второй — достичь такого-то результата. В заключении подчеркнем, что нами обнаружено то-то и се-то. Следует оговорить, что наше исследование проводится в таких- то четко очерченных рамках, а именно оттуда и досюда, оттоле и доселе. В означенных пределах будет применяться методология, которая заключается вот в чем...»

Основная функция предисловия: проверить в состоянии ли вы закончено изложить идеи вашей работы и есть ли у вас пути достижения поставленных результатов. Кроме того, предисловие позволит вам на ранних этапах обращаться за консультациями к специалистам, так как у них будет возможность понять ваши основные идеи и пути их достижения. Оно нужно, в частности, и чтобы донести до научного руководителя что же вы собираетесь делать.
Техническая задача предисловия - связать рабочие идеи в законченную цепочку от постановки задачи и до ее исполнения. Полученная последовательность если и будет меняться в процессе, то лишь ценой сознательного изменения структуры работы. Такие изменения - это, в определенном смысле, форс-мажор, возникающий как реакция на вновь открывшиеся обстоятельства. Например, в ходе работы вы выясните, что одна из ключевых ваших гипотез доказательно опровергнута, и вам надо как-то менять логику работы. Помимо этого предисловие ограничивает тягу к отступлениям и растеканию “мыслью по древу”.
Выстраивая логику работы в предисловии обратите внимание на то, какой подход вы используете: индуктивный или дедуктивный. И оправдан ли ваш выбор? Например, делая работу на основании экспериментов оправдано применения индукции: от описания опыта к выведению теории. В работе, посвященной доказательству какой-то гипотезы, напротив, возможно, будет предпочтительнее дедукция: сначала предлагается теория, потом она рассматривается в применении к конкретным случаям

3.3 Оформление структуры работы

Вроде бы Оформление структуры работы частный вопрос, но и Умберто Эко делает на нем акцент, и личный опыт говорит о том же. Ваша работа по содержанию должна логично делиться на главы и параграфы, пункты и подпункты. Их, в свою очередь, необходимо маркировать так, чтобы вы могли на них ссылаться, а способ маркировки должен быть таким, чтобы легко можно было понять к какой части текста относится каждая маркировка. Например, по маркировке 1.2.3 можно понять, что это третий пункт второго раздела первой главы.
То есть теперь есть возможность делать внутренние ссылки в тексте, легко адресовать замечания и проблемы, маркировать рабочие материалы.
Это важно на всех этапах работы и особенно при работе с источниками. И если у вас есть общая библиографическая база, то в код маркировки хорошо бы добавить еще и буквенный код работы, с тем, чтобы на библиографических карточках и материалах по источникам делать пометки к какому разделу их относить. Подробнее об этом ниже
И последнее, хорошо организованный текст должен иметь внутритекстовые ссылки. Если этих ссылок нет, это значит, что каждая глава толкует о своем, отдельном, как будто сказанное в предыдущих главах не играет большой роли.

3.4 Карточки и конспекты

В пункте 2.3 мною уже кратко разбирался вопрос по ведению карточек и конспектов по источникам. Работа над ними идет все время, в том числе и на этапе подготовки работы с текстом. Что желательно сделать на этом этапе? Во-первых, надо по содержанию распределить источники, а если есть, то и фрагменты выписок и конспектов. Ну и в дальнейшем, при появлении новых источников, сразу приписывать их к разделу работы, где они будут использоваться. Во-вторых, обрабатывая источник, делая по нему выписки, нужно обязательно фиксировать к какой части работы относится та или иная выписка.
Разница между карточкой и конспектом условная. Карточка - это больше оглавление и ссылка на что-то, а конспект - это место накопления атрибутированной информации. То, что у нас и выписки ссылаются на содержание работы, и содержание на выписки - нормально. Во-первых, это позволяет лучше прорабатывать материал, а во-вторых, в современных системах подобное часто делается автоматически.

Условно выписки можно подразделить на следующие группы:

а) содержание книг/статей (назначение - быстро ориентироваться в содержимом источников);
б)тематические (подбор материала по определенной тематике);
в) именные (составление досье персонажа или события);
г) выписка примеров (цитат);
д) Рабочие идеи и черновики фрагментов.

Если конспект формируется по группе источников, обязательно помечать из какого источника сделана какая выписка. И вообще, надо стараться делать конспекты и рабочие материалы так, чтобы их можно было многократно использовать. Аккуратная работа с выписками занимает не намного больше времени, но зато здорово экономит его и силы в будущем.
Важно в источнике помечать не только то, что вы планируете использовать, но и те места, что непонятны, сомнительны, требуют проверки и так далее. Чем лучше в этом плане проработан источник, тем проще будет им пользоваться.

3.5 О научном смирении

После приобретения какого-то опыта по теме и работе с источниками возникает соблазн лихо судить об авторах и содержимом их работ по первым нескольким страницам. И иногда это будет вполне объективно. Источники бывают разного качества, но даже в "слабых" источниках может содержаться нужная вам информация. Опыт и мастерство должны проявляться не в категоричности суждений, а в том, сколько ценной информации вы способны получить даже и из "слабого" источника. Часто мы не настолько талантливы, чтобы уметь перенимать полезное от тех, кто "бездарнее" нас. Или от тех, кто только кажется бездарнее, а на самом деле его одаренность надо уметь рассмотреть.
Надо уметь уважительно вслушиваться. Поменьше оценочных суждений. Тем более, когда чей-то стиль мышления или идеология отличаются от нашего. У заклятого противника можно взять блестящие идеи. Такой подход Умберто Эко и призывает использовать, называя его научным смирением.

(к оглавлению)

?

Log in

No account? Create an account