Previous Entry Share Next Entry
еТанго #108.Постигая compás
Солнечно
dzeso
С технологической точки зрения я писал о «компасе» не раз, и не только я. О нем и писали, и снимали фильмы, и ломали копья на форумах, и даже строили 3D модели. Так стоит ли поднимать эту тему еще раз? Мне кажется, что стоит! Тема компаса одна из ключевых, и без ее понимания танцевать танго практически невозможно.


Да, кому-то везет, и он схватывает идею интуитивно, но чаще, увы, это не так, и тогда без ее объяснения никакие технические приемы не помогут затанцевать. Сам я отношусь именно к последним, и пока Хуан, пусть и эзоповским языком, о компасе не рассказал, все мои попытки затанцевать танго были тщетны.
Так что же такое компас? Обычно в ответ на этот вопрос дается нагугленное определение, как правило из фламенко, типа такого:


  • Компас исп. Compás — испанское слово для обозначения понятий метра и такта из теории музыки. Также оно относится к ритмическому циклу или, иначе говоря, ритмической схеме того или иного стиля. Понятие компаса является фундаментальным для фламенко. Часто компас переводят как ритм, однако он требует более тщательного объяснения, чем в привычных стилях музыки... И так далее


Определение хорошее, вот и в танго компас «требует более тщательного объяснения, чем в привычных стилях музыки». Но вот какого именно и где оно? "Танго и Хаос" дает такие объяснения:


  • "Шаг — это и есть танго, или, по крайней мере, это физическое выражение танго. Если вы научились хорошо ходить в compás — вы освоили танго. А всё остальное — это лишь антураж. Как только вы научитесь правильно ходить под музыку, и найдете свой баланс, вы сможете контролировать исполнение всего, что угодно" (Источник)



  • "Думаю, техническую проблему, с которой мы все сталкиваемся, а именно — как физически выразить душу музыки, то самое физическое выражение, которое рождается из ритма dos por cuatro compás(ритм танго 2/4). Прежде чем научиться выражать то, что мы можем чувствовать в танго, нам необходимо научиться выражать ритм dos por cuatro." (Источник)



  • "Термин «dos por cuatro» настолько важен, что его иногда используют на уроках вместо слова «танго». Но в тоже время dos por cuatro — это своего рода миф танго, и в действительности он не означает ничего более, чем просто чередование сильной доли со слабой. Доля в танго называется compás. И самая главная работа в танго — это найти способ физически выразить этот compás. Чтобы выразить compás нам необходимо шагать четко на сильную долю. А на равном расстоянии между сильными долями находится слабая. Таким образом, где мы находимся в любой момент шага, если шагаем на сильную долю compás?" (Тут и далее источник)



  • "Техника социального танго даст вам определенные преимущества: поможет поддерживать контакт с партнером, оставаться в compás, передавать чувственность музыки «Золотого века» и эффективно двигаться по танцполу, не мешая окружающим."



  • "Но не позволяйте обучать вас хореографическим штучкам или связкам, которые идут вразрез с compás, или показывать вам позировки или паузы с украшениями и махами ногами, просто говоря, что это такой стиль."



  • "Помните, что целью является как можно точнее выразить compás своим телом, что в нашей терминологии означает отметить сильную долю compás при помощи ног." (Тут и далее источник)



  • "На видео ниже обратите внимание, как моя верхняя часть тела и ось находятся четко над пятками, когда они собираются вместе на слабую долю, а затем продолжается движение вперёд и вниз на сильную долю. Это и называется «шагать в пол» в compás, и это и есть истинное танго."


Стало ли понятнее? Тогда, до Хуана, лично мне — нет. Как и многое в танго, попытка рационализации скорее запутывает ситуацию, чем помогает разобраться. Компас — это не столько термин, сколько парадигма для определенного мировосприятия. Уже понятнее, да?


Что поделаешь, культурные явления с трудом поддаются описаниям в формате википедии. Поэтому, вслед за подходом Макса Вебера, сначала опишем явление, объясним его важность, а там, возможно, и родится какое-то определение. И начнем с попытки выяснить, так зачем вообще надо с компасом разбираться?
Но об этом в следующий раз.

1. Все заметки по танго
2. Первая часть заметок в виде книги

PS А при чем тут Макс Вебер? Дело в том, что он, пытаясь определить понятие «Дух капитализма», сначала подробно рассказывает что это такое, как оно возникло, почему и так далее, и только уже в конце одноименной книги формулирует "теоретическое определение".


  • «Полное теоретическое определение нашего объекта будет поэтому дано не в начале, а в конце нашего исследования. Другими словами, лишь в ходе исследования (и это будет его наиболее важным результатом) мы придем к заключению, как наилучшим образом, то есть наиболее адекватно интересующей нас точке зрения, сформулировать то, что мы здесь понимаем под „духом“ капитализма. Эта точка зрения в свою очередь (к ней мы еще вернемся) не является единственно возможной при изучении интересующих, нас исторических явлений. Другие точки зрения привели бы к выявлению других „существенных“ черт как данного, так и любого другого исторического явления. Из этого следует, что под „духом“ капитализма можно или должно понимать отнюдь не только то, что нам представляется наиболее существенным для нашей постановки проблемы. Это объясняется самой спецификой „образования исторических понятий“, методической задачей которого является не подведение действительности под абстрактные родовые понятия, а расчленение ее на конкретные генетические связи, всегда сохраняющие свою специфически индивидуальную окраску».

Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма
С сайта http://www.etango.net

  • 1
Можно ли понять, что такое этот compás, только лишь читая текст, т.е. без практики?

Сложно сказать. Наверно можно понять основы музыкальной грамоты только читая об этом, но зачем? Подобные же знания нужны для практического использования. Но теоретически наверно можно и без практики

Здравствуйте, Юрий.
Насколько я поняла из Вашего поста, "компас" важен и в танго, и во фламенко. А применим ли термин "компас" к фанданго? Если нет, насколько строго различие между "фанданго" и "фламенко" - в речи профессионалов, с одной стороны, и просто любителей танца, с другой? И, может быть, с каких пор слово "компас" вошло в русский язык в этом "танцевальном" значении? (С конца 19 в., с 20-х годов?)
Спасибо.

Слова компас, как мне кажется, в русский язык до сих пор в танго смысле не вошло. Я его использую так как не знаю другого аналога, а, к примеру, при переводе Танго и хаос compás даже переводить не стали, потому что не нашли перевода.
И я не могу судить о "фанданго" и "фламенко", я в этом не компетентен. Упоминание фламенко возникло случайно, просто из примера определения термина. Я думаю, что в танго термин появился из фламенко, путем заимствования, но даже не содержательного, а просто первое, что похоже хоть как-то. Есть лингвисты считающие, что компас это смесь испанского come и английского pass
Танго полно легенд и мистификаций

  • 1
?

Log in

No account? Create an account