Previous Entry Share Next Entry
Даниэль С.М. "Искусство видеть"
Солнечно
dzeso
"Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум"
Уильям Блейк


И начать сразу хочется с цитаты из предисловия к книге «Искусство видеть»:

«Мы привыкли к мысли, что хорошее, настоящее искусство — понятно людям. Конечно, «Гамлет» Шекспира и при первом чтении увлекает даже не слишком искушенного читателя (тем более зрителя в театре). Какой захватывающий сюжет, какие страсти, какие мучительные сомнения, какой клубок противоборствующих сил, какой скорбный и гордый финал! Но ведь это только самый верхний слой трагедии. Каждый, кто перечитывал «Гамлета» в разные периоды своей жизни, перечитывал в разных переводах, а то и прикасаясь к оригиналу, соотнося трагедию с собственным нравственным опытом, все глубже погружался в этот бесконечный мир, обымающий, чудится, все боли и радости людские. И в конце концов задавал себе вопрос: как же сотворено это чудо? Потому что увидеть внешнюю суть произведения искусства и даже восхититься им, это еще не значит его понять. Тем более понять в самом серьезном смысле, сочетая проникновение в тонкости мысли с живым, интуитивным, даже подсознательным постижением тайн художества, которые превращают встречу с искусством в тот самый «праздник, который всегда с тобой».
Даниэль С.М. "Искусство видеть"

Собственно, это и есть основная проблематика книги. Она о том, как научиться видеть за внешней стороной произведений искусства все то внутреннее, что в них вложили автор, время и зритель. Официальная аннотация к книге более суха и прагаматична:

«Сложный язык изобразительного искусства раскрывается только перед тем, кто обладает знанием определенных законов восприятия, раскрытию которых и посвящена предлагаемая книга. Автор рассказывает об особенностях композиции, колорита, разных техниках исполнения живописного произведения на примерах творений Леонардо да Винчи, Д. Веласкеса, А. Иванова, К. Брюллова, П. Федотова, В. Серова и других художников объясняет, как научиться «видеть» живописное полотно. Для широких кругов читателей, в первую очередь молодежной читательской аудитории.»

Но на мой взгляд, сказанное не совсем верно. Автор не столько занят раскрытием «законов», сколько пытается дать целостную картину изобразительного искусства:

- Как оно развивалось, зачем и почему;
- Как происходит восприятие картины, почему так, а не иначе;
- Кто такие художники, зрители, как они взаимодействуют через картины;
- Как устроен язык изобразительного искусства и многое другое.

Читается интересно, но нельзя сказать, что очень захватывающе в литературном плане. Кроме того, автор — представитель той части отечественной интеллигенции, которая, заявляя некоторые вещи:


  • «Великое искусство,— пишет академик Д. С. Лихачев,— требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей. Но можно ли требовать от всех этой «великости»?» И тут же отвечает на собственный вопрос: «Великие читатели, слушатели, зрители — есть. Это критики — литературоведы, музыковеды, искусствоведы»


на мой взгляд, не очень понимает, а что она на самом деле говорит, и как это соотносится с тем, что она же постулирует о роли искусства, важности умения его «видеть», о гуманизме, о человеке и так далее. Увы. Но это тема отдельного разговора.

Из любопытного, к вопросу о «реалистичности» живописи, и вообще изобразительного искусства в целом, автор приводит пример из книги С.И. Вавилова, «Глаз и Солнце», в котором очень наглядно показано, как казалось бы «реалистичная» фигура Христа:

Андреа Мантенья. «Оплакивание мертвого Христа»

оказывается совершенно нереалистичной с точки зрения любой перспективы и «реального» мира. Почему? Вот какое бы изображение дал снимок фотокамерой в аналогичных условиях:

Рисунок 32. Искаженный фотоснимок фигуры лежащего человека из книги Фёдоров М.В. «Рисунок и перспектива»

Кому интересно посмотреть «тему» перспективы, то советую полистать того же Фёдорова, там просто и наглядно. Для фотографов, думаю, будет особенно полезно.

Об авторе


Сергей Даниэль — художник и историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств и Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор большого количества книг по искусству. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Все, что мне встречается из Даниэля, я стараюсь покупать и читать. Тем более, что он один из немногих (если не сказать единственный), кто пишет о Петрове–Водкине, которого, собственно, именно Даниэль для меня и открыл.

Вот как-то так


Posts from This Journal by “Книги” Tag


  • 1
Спасибо за наводку.

А как Даниэль объясняет такой подход художника?

Какой "такой"? Речь о перспективах?

Да, почему Мантенья не следовал правилам перспективы? Или нет таких объяснений?

Есть, Мантенья следовал, но другим. Суть в том, что задача художника передать образ, а не сделать чертеж. Видов перспектив очень много разных. Полистай Федорова, там наглядно на рисунках показано. Что же касается Мантенья, то обрати внимание: ложе сделано в классической итальянской перспективе. Почти все "классические" картины содержат в себе комбинации различных перспектив, иначе сложно сделать узнаваемыми образы. Например, наше зрение стереоскопично и адаптивно, что невозможно передать в итальянской перспективе. Как-то так. Я еще о сферической перспективе Петрова-Водкина отдельно приведу цитату Даниэля

Ох, сколько слов-то новых для меня ) Но ответ, похоже, такой же как и мой - взгляд на картине зритель фокусирует на лице Христа, поэтому остальное нужно рисовать так, чтобы оно соответствовало этой фокусировке.
А на фотке как ни фокусируй - ботинки и все. )

Ну в принципе — да, суть именно в этом

  • 1
?

Log in

No account? Create an account