dzeso (dzeso) wrote,
dzeso
dzeso

Category:

На смерть культуры II

(продолжение)

Было бы неправильно думать, что это текст, обличающий именно Кончаловского. Да, мне он неприятен, но дело тут вовсе не в чьей–то конкретной личности, и не в ее качествах, хороших или плохих, а в том, что Кончаловский, как человек, безусловно, талантливый в художественном смысле, просто, наглядно и точно рисует картину культурной деградации советского общества.


Фото ИТАР-ТАСС

Я читал этот автобиографический текст Кончаловского как, в своем роде, признательные показания соучастника преступления. Причем показания без раскаяния и сожаления, а сухо и по существу: «Да, старушку зарубил. Бил сюда и сюда, потом вымыл руки, нашел где она хранила пенсию, взял, на это поужинал в ресторане, вот чек, и пошел спать...». При этом автор явно любуется собой, смакует собственную низость, пытаясь подчеркнуть этим свою «сверхчеловечность». Он как бы говорит: «Это вам, быдлу, нельзя, это у вас должен быть стыд и моральные ограничения, а я, голубая кровь, я выше этого. Я «элита» и не вам меня судить». И автору наплевать, что «это» будут читать не только его дети и внуки, но и их друзья, окружение. Не менее спокойно в подобном ключе он упоминает и других людей, у которых тоже есть дети и внуки, у которых тоже есть друзья...

Ну и фирменное, элитное, безграничное презрение к читателю: «Вы пришли ко мне в гости? В мой текст? А я тут видите ли испражняюсь, но вы не робейте, с вами я и так поговорить могу. Заодно посмотрите как срет сверхчеловек...», отчего описанное становится еще ужаснее, словно читаешь дневник маньяка, этакого Ганибала Лектора. Причем из текста становится понятно, что автор не маньяк–одиночка, что это целая общность людей, получающих странное удовольствие от истязания и извращения культуры.

И не стоит думать, что меня шокируют какие-то жизненные подробности, описанные автором. Это жизнь, в ней бывает всякое, и в человеке уживается одновременно и низкое и высокое. Все это так, но зачем о писать о «низком», да еще и в таком ключе? Зачем его так смаковать? Я мог бы понять автора, если бы он писал подобное в форме публичного покаяния. Хотя зачем покаянию такая публичность? Но ведь нет же и этого, тут по-ставрогински спокойно, рассудительно, с деталями…

Но повторюсь, что я пишу не о Кончаловском, как о личности. Он лишь пример и проводник в “сумрачном лесу”, талантливо, со знанием подробностей, и ярко дающий слепок эпохи, в которую «простые» люди еще рвутся в космос, мечтают о светлом будущем не для себя, но для человечества, еще помнят ужасы войны, а рядом, в элите, совсем другая жизнь, другие ценности, другие стремления. Страна уже поражена “культурной” волчанкой, и ее элита больше не стоит на страже здоровья общества, а наоборот пожирает его изнутри, при этом, зачем-то, аккуратно фиксируя происходящее в мемуарах.

По времени завершение перерождение элиты в “чужих” как раз совпадает с описываемым Кончаловским периодом. Итак, записки «чужого». Андрей Кончаловский «Низкие истины»

Продолжение следует

(к оглавлению)


Tags: Книги, Кончаловский, Культурный контекст, Мысли
Subscribe

Posts from This Journal “Кончаловский” Tag

promo dzeso september 6, 2016 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments