Previous Entry Share Next Entry
КультПросвет. Тангейзер или проклятые вопросы современности
Солнечно
dzeso

Будь у мух и пчёл равные права — на всех выборах
и во всех рейтингах дело решали бы мухи. А потому
(в мире насекомых) начальники ТВ и национальные
лидеры беспокоились бы только о мушиных потребностях
и настроениях и плевать хотели на пчелиное недовольство;
тем более что пчёлы всё равно мёд дадут — такова их природа.
Минкин. «Не играй в наперстки»


Наблюдал развитие ситуации с Тангейзером с самого начала, еще тогда, когда постановка только намечалась, и потом, когда пошли первые отзывы. И позже, как слегка офигевшее общество пыталось как-то договориться с криэйторами от культуры. И где на попытку аргументировать свое возмущение одной стороной, следовали лукавые ответы в духе «А имеем право и будем!», подтвержденные развешиванием по городу плакатов с «иконами Pusy Riot»:


или печатью вызывающих маек:


И пока все было так, оно называлось «гражданским обществом» и «мирным протестом», но когда часть общества, причем большая его часть, начала возмущаться, например Тангейзером, то это возмущение стало называться «хулиганством» и «мракобесием». И ведь “рассерженным образованным горожанам” мало было уже возникшей в обществе напряженности, надо было еще подбавить. Например выдернуть из контекста и поставить «православного ёжика». А на пусть не очень внятные, не всегда аргументированные и корректные возражения консервативного большинства, на его попытки объяснения своей позиции, выдать «гордое» и безусловно «культурное»: «Не вам, быдлу, судить. Имеем право, хотим и будем!»:


  • “Если действовать логически, то следующими на скамье подсудимых должны оказаться все школьные учителя литературы, потому что в программу входят роман «Мастер и Маргарита» и поэма «Двенадцать», а в программу внеклассного чтения иногда попадают «Братья Карамазовы», айтматовская «Плаха» и даже рассказ Леонида Андреева «Иуда Искариот». Нет никаких рациональных оснований полагать, что версии образа Иисуса в этих классических текстах нельзя посчитать оскорбительными.” http://siburbia.ru/social/tangeyzer-akt-chetvyortyiy-sibir-2015/


Вот так вот: Кулябин и Достоевский с Блоком, не меньше. Но мне вот все равно было бы интересно услышать менее лукавую аргументацию необходимости введения в оперу образа Иисуса? Что, значит вообще значит:


  • “...убрали со сцены фигуру Иисуса Христа, заменив его на актера, исполняющего роль.”


Простите, кого убрали со сцены? А без этого никак нельзя было обойтись?


Зачем эта провокация? Потому что постановщик «так видит» и Вагнера надо улучшить?


  • “ Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю”


Да и вообще, судя по интервью, тема-то проходная, и режиссеру, что Иисус, что Будда, ему просто надо было найти тему, которая вызвала бы определенную реакцию:


  • “Это еще один виток замысла, продиктованный тесной связью оригинального сюжета оперы с христианской моралью. <...> Мы искали модель фильма, который мог бы, к примеру, сегодня в европейском прокате вызвать такую же реакцию у публики. <...> само появление на экране Христа как героя всегда вызывало неоднозначную реакцию, особенно у католической церкви. Так что, эту тему мы просто нашли в ходе работы, а не изначально ломали либретто, чтобы вставить туда съемки фильма.”


То есть хотели и вызвали, чего уж тут удивляться? И что, кроме прямых богохульств, никаких иных художественных приемов у режиссера не оставалось? Или быть может дело в другом? В том, что и в голову "творческим" людям не приходило учитывать мнение общества? А быть может наоборот, как раз и хотелось добавить скандальности? Подумаешь религиозные чувства, ага: “молебен у них, у блядей”:


Но «пчелы» они потому и «пчелы», что не «мухи». «Культурный» Минкин уже пару лет как все объяснил достаточно откровенно:

«Мир устроен ясно и понятно. (Ясно — в смысле светло; всем всё видно, только открой глаза.) Приходишь на помойку — мухи. Идёшь по вишнёвому саду, по липовой аллее — пчёлы.

Пчёлы умнее мух; строят идеально шестигранные соты, делают запасы, выращивают детей, действуют сообща, танцем передают информацию, даже яд у них целебный. Мухи — дуры, назойливы идиотически…

Пчёлы своих детей выкармливают мёдом, а мухи своих суют в дерьмо и в тухлятину, и мушиные дети там быстро взрослеют, даже не понимая, что растут в дерьме.

Жаль, школа у них одна. Непрерывно жующий опарыш толпой наваливается на бедного пчелёнка: «Ну ты, урод, чего боишься? — попробуй, пожуй, понюхай, выпей, ширнись». Потому что, с точки зрения мухи, пчела — урод, идиотка, не умеет жить.

Мухи иногда ведут себя как пчёлы, то есть садятся на мёд (но никогда его не производят). А пчёлы никогда не ведут себя как мухи, то есть не садятся на «г». Жаль, что умные люди не так последовательны и принципиальны. Они включают телевизор и плюются, и ужасаются, и возмущаются, но — опять включают.

Пчёлы разборчивы, брезгливы, а мухи и «г» жрут за обе щёки, и от мёда не откажутся, им всё годится.

Да, пчёлы несравнимо умнее. При этом — вот досада — мух почему-то больше. Может, потому что «г» больше, чем цветов и нектара… А может, это некий урок умным людям? Чтобы не отчаивались, сознавая свое меньшинство.

Будь у мух и пчёл равные права — на всех выборах и во всех рейтингах дело решали бы мухи. А потому (в мире насекомых) начальники ТВ и национальные лидеры беспокоились бы только о мушиных потребностях и настроениях и плевать хотели на пчелиное недовольство; тем более что пчёлы всё равно мёд дадут — такова их природа»


И, кстати, ни от одного из своих «культурных» друзей я возмущения по этому поводу не услышал. Потому что «пчелы», да?

Ну а дальше, о ужас, «хотим и будем» — обломалось, “мухи” уперлись. И тогда вдруг оказалось, что это вовсе не частный конфликт, когда один из собственников, в данном случае государство, снимает неугодный ему спектакль и меняет менеджмент в государственном же театре, что происходит регулярно во всем мире. Нет, что вы, это: «геноцид российского театра», «вандализм и попытка уничтожить национальное искусство», а, следовательно, «преступление», и те, кто его совершает, «должны преследоваться государством». О как! Вот это поворот! А как же «хотим и будем»? А «имеем право!»? Или я опять забыл, что права, они только у «пчел»? Ну и дальше понеслось из всех «радиоточек»:


Так о «Тангейзере» ли речь? Или о чем-то ином, о чем-то фундаментально важном? Например о том, что просвещенному меньшинству, просвещенному, кстати, опять же за счет «мух» государства, стыдно и недопустимо так себя вести с большинством. Потому что это не хорошо. Потому что это и есть суть фашизма. Да-да, именно разделение на «пчел» и «мух», а не махи руками или арийские символы на рукавах. Последнее всего лишь маркеры, знаки свой-чужой, суть же — в признании фундаментального неравенства человечества.

И тут недостаточно делать вид, что Минкин ничего такого не имел ввиду, или игнорировать «неудобные вопросы». Тут как бы надо определяться на чьей ты стороне. Тех, для кого часть людей - не люди, или все же на стороне тех, кто говорит: «так не будет, люди — не скот». Вот собственно основной сейчас и культурный, и политический вопрос. И то, что происходит на Украине, оно ровно об этом же.

В остальном же, довольно забавно читать рассуждения по вопросам финансирования театров от лиц, понятия не имеющих о существующих системах финансирования культуры. Или обсуждение роли критиков, без понимания того, что такое институт критиков и сейчас, и во времена Джека Лондона. Или сетования на упадок культуры, и даже вроде бы как борьбу с этим упадком, без попыток разобраться в объективных процессах этот упадок стимулирующих.

Но это, конечно, цветочки. Основная проблема, повторюсь, — это проблема культурного высокомерия, проблема деления общества на «мух» и «пчел» и всего того, что за этим следует. И Тангейзер тут лишь капля воды, в которой отражается наш мир. Кстати, почему-то в Израиле Тангейзер ни в каком виде невозможен. Ну и? Почему молчат ревнители мировой культуры? Не «геноцид» ли это «еврейского театра»?

PS Ну а любителям оперного искусства не стоит сильно переживать. Шанс увидеть Тангейзер в концертном варианте остается. Желающие же воспринимать Вагнера обязательно на фоне антихристианского непотребства могут делать это дома сколько душе влезет.


Но откуда такая уверненность, что государство должно это оплачивать? Не понятно.

PSS И градус противостояния повышается:

“[30.03.2015, 12:32] Тайга инфо.
Министерство культуры Новосибирской области рекомендовало внести изменения в спектакль «Песни о Родине», поставленный в «Глобусе» режиссерами Павлом Южаковым, Дмитрием Егоровым и Алексеем Крикливым. Из трилогии «вырезали» возмутившую верующих «Историю о православном ежике».
http://tayga.info/news/2015/03/30/~120452

[31.03.2015, 16:50] Тайга инфо.
Министр культуры Новосибирской области Василий Кузин прояснил свою роль в изменении спектакля «Песни о Родине». Приводим ответа Василия Кузина полностью. «Как Вы знаете, министерство культуры Новосибирской области в рамках своих полномочий не осуществляет запретов или разрешений на показ спектаклей. В данном случае руководству театра „Глобус“ было рекомендовано при формировании репертуара и показе спектаклей просто принять во внимание острую социальную ситуацию, сложившуюся сегодня в Новосибирске. Речь шла исключительно о собственной гражданской ответственности художников и руководителей учреждений в вопросе сохранения общественной стабильности в нашем городе».
http://tayga.info/news/2015/03/31/~120490

[02.04.2015, 19:24] Тайга инфо.
Продюсер театральной компании «Гамма» (правообладатель спектакля «Песни о Родине») Анастасия Журавлева заявила, что ищет негосударственные площадки, на которых можно будет показывать трилогию, и пойдет на митинг за свободу творчества 5 апреля. Анастасия Журавлева рассказала, что 1 апреля спектакль был показан без «Истории о православном ежике», поставленной Дмитрием Егоровым по новелле Майи Кучерской. Вместо этого артисты Томского ТЮЗа спели песню Егора Летова «Долгая счастливая жизнь», видеозапись которой и была представлена зрителям малой сцены театра «Глобус», где состоялся очередной показ.


Гражданская Оборона. Долгая Счастливая Жизнь

«Кто знает текст, тот понимает, почему она была выбрана, — объяснила Журавлева. — Это была наша позиция, художественным языком высказанная по поводу того, что происходящее сегодня в культурном пространстве нас пугает, мягко говоря, огорчает, и заставляет искать новые формы выражения».
http://tayga.info/news/2015/04/02/~120548”


Летов? Мне вот скорее Кашин вспоминается:

Олег Кашин на Болотной площади исполнил песню «Все идет по плану»

Так что никого уже не волнует “Тангейзер” ли это, “Православный ёжик” ли или “Идеальный муж”, все дело в том, что: “...Будь у мух и пчёл равные права — на всех выборах и во всех рейтингах дело решали бы мухи”. И это пчелам очень не нравится.




Posts from This Journal by “Культпросвет” Tag

  • Джастин Курзель. Макбет (2015)

    Режиссёр: Джастин Курзель В ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Элизабет Дембицкий, Дэвид Тьюлис, Шон Харрис "Всё действует на…

  • Грань будущего

    Удивительно хороший фильм, как оказалось. Теперь вспоминаю, что пару раз попадались хорошие упоминания о нем, но как-то даже мысли его посмотреть…

  • О том, как рождаются иконы

    Какое-то время назад я рассказывал о своей знакомой, вдруг ставшей писать иконы. Теперь, когда я немножко разобрался в теме, понимаю, что…


  • 1
Тут есть какая-то недосказанность.

Ведь все эти Минкины, Ольги Журавлёвы, Южаковы, Гельманы, Пусси Райот и прочие прошмандовки... они же не сами по себе, их же что-то объединяет, и что-то ими движет... но что именно? Ведь это ж не просто так назвать публично православных людей "блядями", и не понести за это никакого наказания?

Судя по всему, мы имеем дело не с отдельными экстравагантными выходками отдельных деятелей культуры, спекулирующих на тезисе о "свободе творчества" - мы имеем дело с Системой (или Антисистемой), природу и механизм которой до конца не понимаем.

Совершенно верно: это последовательное и целенаправленное разрушение культурного ядра России.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
мерзость во храме.

не от того, что гавно, а от того, что пчелы не возражали.

Да и вообще, судя по интервью, тема-то проходная, и режиссеру, что Иисус, что Будда, ему просто надо было найти тему, которая вызвала бы определенную реакцию:


“Это еще один виток замысла, продиктованный тесной связью оригинального сюжета оперы с христианской моралью. <...> Мы искали модель фильма, который мог бы, к примеру, сегодня в европейском прокате вызвать такую же реакцию у публики. <...> само появление на экране Христа как героя всегда вызывало неоднозначную реакцию, особенно у католической церкви. Так что, эту тему мы просто нашли в ходе работы, а не изначально ломали либретто, чтобы вставить туда съемки фильма.”


То есть хотели и вызвали, чего уж тут удивляться? И что, кроме прямых богохульств, никаких иных художественных приемов у режиссера не оставалось? Или быть может дело в другом? В том, что и в голову "творческим" людям не приходило учитывать мнение общества? А быть может наоборот, как раз и хотелось добавить скандальности? Подумаешь религиозные чувства, ага: “молебен у них, у блядей”:
***********
Зачем выдёргивать фразу из контекста интервью?
Герой оперы, Тангейзер, сделал НЕЧТО, что вызвало крайне негативную реакцию общества, всеобщее осуждение, травлю и даже попытки убийства.
Речь шла о том, что именно мог сделать Тангейзер. В оригинальной версии он провёл некоторое время в гроте Венеры, предаваясь чувственным наслаждениям. Это была эпоха "умерщвления плоти" и прочих прелестей. Но современному зрителю это непонятно, для него основной конфликтк героя и общества неактуален. Отсюда возникла необходимость найти другую тему конфликта. При этом музыкально-текстовая структура оперы должна была сохраниться (сцена в гроте Венеры, состязание менестрелей, проклятие папы и пр.).
Кулябин нашёл решение - его герой снял фильм. Причём, исходя из сюжета оперы - совершенно нельзя сказать, что Кулябин своего героя в этом одобряет. Позиция автора и позиция героя - это не одно и то же.

***ему просто надо было найти тему, которая вызвала бы определенную реакцию***

Ну да, конечно. Некоторые только для того и приходят на сцену, в храм, в театр, на телевидение, в редакцию журнала – чтобы только нагадить и вызвать "определённую реакцию". Если говорить о последствиях, то не всем паскудникам так везёт, как нашему Кулябину.

Недавно был случай, рисовальщикам журнала Charlie Hebdo ну очень захотелось нарисовать и опубликовать похабные карикатуры, оскорбляющие религиозные чувства миллионов людей.

Кажется, им удалось вызвать "определённую реакцию".

«7 января 2015 года в ходе вооружённого нападения на офис редакции в Париже были убиты 12 человек, включая двух полицейских. Причём один из полицейских, которого сбили с ног, был убит в упор, в лежачем положении. Нападавших было двое, они произвели около тридцати выстрелов из автоматического оружия[9]. Среди погибших известные рисовальщики-карикатуристы Стефан Шарбоннье (известный под псевдонимом Шарб; 47 лет), Жан Кабю (76 лет), Жорж Волински (80 лет) и Бернар Верлак (57 лет)».

Все это будет продолжаться , пока будем жить в навязанной нам системе координат . В политике уже научились ломать чужие правила - Вторая чеченская , 08.08.08 , Крым , Донбасс ... Пора начинать делать то же самое в культуре - за любой выходкой должна следовать МАКСИМАЛЬНО жесткая реакция - МАССОВОЕ увольнение ВСЕГО состава театра с волчьим билетом , щедрые пиздюли в подворотне от благодарных зрителей , РЕАЛЬНЫЕ сроки без всяких амнистий . И НИКАКИХ объяснений - общество не обязано объясняться пред НЕЖИТЬЮ

Edited at 2015-04-06 06:09 pm (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Это не правильные пчёлы.

Очень весело рассуждать о том что не понимаешь, не видел и даже не желаешь понять, находясь за 3000 км от места событий. Опера большинству собравшимся на митинг 5 апреля была уже глубоко пофигу. По большому счету митинг был против зарвавшихся и в конец охеревших от собственной безнаказанности клерикалов.

Позвольте спросить, чем же так "народ" достали "зарвавшиеся и в конец охеревшие от собственной безнаказанности клерикалы"?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Господи, как же они бесят когда начинают тянуть на себя Летова. "Кто знает текст, тот понимает". Мы то знаем ага.

Ну так самих-то их нет. Поэтому им и надо все время "на фоне Пушкина". Мы и Летов, мы и Достоевский, мы и Вагнер...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
"Онижедети" Монстрации. Прогрессивная часть общества, ептыть. К будущей Одесской годовщине 2 мая.


А что неправильно?

И вообще, кто они такие - эти бородатые папуасы, указующие, кому, как и что делать? Жулики, паразиты и прохвосты.

Edited at 2015-04-07 04:47 pm (UTC)

(Deleted comment)
И вы пост не читали? Но зато у вас наверно с образованием офигеть все как круто. Только вот читать не умеете, только переписывать чужие мысли

Глумеж, китч и разврат - элементы культурной войны. Так и до метастазов недалеко, хорошо хоть отбились на данном этапе

  • 1
?

Log in

No account? Create an account