Previous Entry Share Next Entry
еТанго #117 (отступление с пояснением). Аутичная девочка Надя, дзен и «прямое» действие
Солнечно
dzeso
(предыдущая часть)

Читая «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества» Л.Б. Вишняцкого натолкнулся на упоминание об истории аутичной девочки Нади, которая прекрасно рисовала, но с трудом говорила. Ранее я уже встречал описание этого случая у Вилейанура С. Рамачандрана, причем в обоих книгах, и в «Рождение разума. Загадки нашего сознания», и в «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми». Вот пара цитат:

«Например, семилетняя девочка Надя, страдающая аутизмом, обладала исключительными художественными способностями. Она была умственно отсталой, едва могла говорить, но при этом изумительно рисовала лошадей, петухов и других животных. Лошадь, нарисованная Надей, буквально выскакивает на вас с листа». Отрывок из книги Вилейанура С. Рамачандрана «Рождение разума. Загадки нашего сознания».


«Сравните три изображения лошади. Изображение справа (в) сделано обычной восьмилетней девочкой. Вы уж меня извините, но оно некрасивое почти безжизненное, как картонная аппликация. Изображение слева (а), как это ни удивительно, сделано девочкой, которая страдает аутизмом и имеет задержку умственного развития (Надя, ей 7 лет). Надя не может общаться с людьми и с трудом завязывает шнурки, но её рисунок великолепно воплощает «раса» лошади. Кажется, что животное вот-вот выпрыгнет с листа бумаги. Наконец, посередине (б) лошадь, нарисованная Леонардо да Винчи.

Когда я читаю лекции, я часто провожу опрос аудитории прошу расставить этих лошадей по мастерству изображения, не сообщая, кто их нарисовал. Как ни странно, чаще лошадь Нади попадает на первое место, а лошадь да Винчи на второе. Парадокс? Как это возможно, чтобы ребёнок-аутист с задержкой развития, который едва может говорить, рисовал лучше, чем один из величайших гениев эпохи Возрождения?
Ответ опять-таки связан с законом изоляции, с модульным строением мозга. (Модульность - необычный термин, который обозначает, что различные структуры мозга специализируются на различных функциях.) Социальная неприспособленность Нади, эмоциональная незрелость, задержка развития речи объясняются тем фактом, что многие области в её мозге повреждены и функционируют неправильно.».
Отрывок из книги Вилейанура С. Рамачандрана «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми».


Вишняцкий же дает немного иную интерпретацию, предложенную Хамфри.

«Своей натуралистичностью, а зачастую и сюжетами, многие рисунки Нади удивительно напоминают широко известные произведения пещерной живописи, например, бизона из Шовэ или лошадей из этой же пещеры, а также из Ляско.

Лошадь в пещере Ласко (Франция)
«Фриз быков» украшает первый зал, или «ротонду», пещеры Лаское

«По мысли Хамфри, поддержанной и некоторыми из участников обсуждения его статьи, именно отсутствие обычных для современных людей умственных способностей и, прежде всего, отсутствие языка может объяснить необычайную реалистичность Надиных рисунков. Ведь её восприятие животных или людей не было опосредовано символами, обозначающими классы объектов, и она, в отличие от обычных детей, изображала непосредственно своё впечатление от лошади или коровы, а не соответствующую абстрактную идею, т. е. между изображаемым и изображением в данном случае ничто не стояло. Предполагается, что тем же обстоятельством, то есть отсутствием абстрактных понятий, обозначающих классы объектов, может объясняться и натурализм палеолитической живописи, причём в этом случае становится понятным и переход от реалистических изображений к схематическим, наблюдаемый в конце верхнего палеолита: он связывается с появлением развитого языка и утратой непосредственности восприятия». Отрывок из книги Леонида Борисовича Вишняцкого «Неандертальцы: история несостоявшегося человечества».

Правда, сразу за этим Вишняцкий справедливо подвергает сомнению теорию Хамфри, но мысль-то о "вне символьном мышлении" все равно интересная. Ведь и дзен «недеяние», как я его понимаю, построено по принципу предлагаемому Хамфри, то есть «деяние», минуя «символьное» представление, напрямую ощущение в действие. А уж чем вызвано «внесимвольное» представление: болезнью как у Нади, религиозной экзальтацией, как у древних пещерных художников, или дзен-практиками, так какая разница?

Собственно, уроки-то танго я и строю, во многом, как преодоление «символьного» восприятия танго. Музыка–ощущение–действие, без построения образов и первого, и второго, и третьего. Такая вот неожиданная мысль из книги о неандертальцах. Читайте книги, стройте образы, мыслите, но действуя, делайте это «напрямую». И да «прибудет с вами сила недеяния».
http://www.etango.net


Posts from This Journal by “еТанго” Tag


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account