dzeso (dzeso) wrote,
dzeso
dzeso

Записки Филипка 3. Пример информационного вала

Богданов-Бельский. У больного учителя

В дополнение к предыдущей части. Просто как иллюстрация. И.М. Дьяконов в книге «Архаические мифы Востока и Запада» предложил интересную, и, на мой взгляд, очень убедительную теорию генезиса мифологического сознания. Суть ее в том, что «бедность» языков архаических периодов не давала возможность рационально, то есть по-научному, познавать мир. В этих языках практически не было абстрактных понятий, системы времен, в нашем понимании, и многого другого, без чего нам сложно представить свою речь. А в результате, человек испытывал, затруднения, например при выстраивании причинно-следственных связей, и, как следствие, большое количество явлений не могло быть объяснено «рационально», а значит возникала ситуация неопределенности. Что-то происходит, но почему, для чего и что делать - непонятно. Такое состояние для психики некомфортно, поэтому человек будет стремиться внести определенность. Тут и возникает мифологическое сознание, позволяющее познавать мир эмоционально. Это как в ситуации с маленьким ребенком, которому не объяснить, что за горячий чайник нельзя хвататься, потому что будет ожог - не поймет. Зато ему можно «эмоционально» сказать: «Нельзя! а то будет а-та-та!», так он поймет. Это и есть пример эмоционального познания мира.

Но что это за механизм некомфортного состояния неопределенности у человека? Что будет стимулом искать хоть какое-то объяснение происходящему? Что такой есть, читал не раз, да и ощущал на себе любой. Ведь ничто не вызывает такого дискомфорта, как чувство неопределенности. Но почему?

И вот сегодня в лекции Николая Кукушкина «Расслабься, человечество!»:


Базовый механизм потребности в определенности очень понятно был описан (27:35). Если коротко, то сознание работает так, что потоку входных данных от органов чувств, должна соответствовать определенная внутренняя модель поведения, которая станет реакцией на внешний стимул. И в том отделе мозга, где эти два потока встречаются возникнет «напряжение», то есть начнется работа по выбору наиболее подходящего варианта поведения, и это будет длиться до тех пора выбор не будет осуществлен. Причем модель не обязана быть правильной, ведь уверен все испытывали чувство облегчения, когда выбор наконец-то сделан, и хоть какая-то определенность наступила. Вот то же, условно, происходило и с доисторическими предками. Они видели, что люди иногда умирают, понимали, что и сами умрут, а это вызывало кучу вопросов, на которые рациональная наука не может ответить до сих пор. Например, на вопросы, подобные: «Нафига я живу, в чем цель?», «А откуда все возникло?», «А для чего вообще что-то делать, если я все равно умру?», «А что значит бесконечность?" современная наука не может ответить до сих пор, мифы же уже тогда давали вполне себе удовлетворительные ответы.

Но вернемся к информационному валу. Вот узнал я о принципиальном устройстве механизма потребности в определенности, но как мне это запомнить? Как сделать так, чтобы в следующий раз не тратить кучу времени на восстановление в памяти в какой лекции, на какой минуте, какую мысль я встретил? А там еще много интересного, например о том, как устроено обучение у детей (32:16) и так далее… Как зафиксировать у себя эту информацию? Вот, собственно, о чем была речь в первой части.

Что же касается лекции, то она и в остальных моментах очень показательна. Являясь специалистом в узкой области нейробиологии Кукушкин как только выходит за ее пределы, становится типовым колумнистом «Слона». Тут и пример с Жириновским, и не менее очаровательный антропологический экскурс, в котором борец с европейским расизмом, сам того не замечая, не приводит ни одного неевропейского ученого. То есть, смеясь над тем, что европейцы "самые красивые", он неявно показывает, что кроме европейской науки, другой нет. Да и в целом, с гуманитарных позиций несет какую-то ерунду на уровне "подворотни". "Напряжения" вообще-то не возникает у животных, и, к слову, именно тоской по утраченному чувству "расслабленности" полны ранние архаические мифы. Первые люди смотрели на животных, что-то смутно вспоминали, и тоже хотели, как, видимо, и Николай Кукушкин, чтобы "входные данные поскорее нашли свои модели" и чтобы можно было вернуться в блаженное состояние без необходимости осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность. Проект «Великий инквизитор» как он есть. А вот в рамках специальности, повторюсь, Кукушкин очень ясно и по делу рассказывает. Но как работать с таким источником? Как отделить незнание Достоевского от знаний по нейробиологии?

Об этом в следующий раз


Tags: Живопись, Культпросвет, Культурный контекст, Мысли, Я
Subscribe

Posts from This Journal “Мысли” Tag

promo dzeso september 6, 2016 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments