?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Мортимер Адлер. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений
Солнечно
dzeso


В свое время, интересуясь книгами на тему "Как писать", наткнулся на упоминание книги Адлера "Как читать". Немного удивился названию, но решил найти. Сделать это оказалось непросто, пришлось купить и ... отложить почти на год. А зря! Очень жалею, что не прочел сразу, год назад, много было бы мне от того пользы. Ну а так, можно сказать, что решил прочитать из любопытства.

1. О чем книга

В аннотации к книге сказано:

"Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие пустой, третьи заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним? Почему кто-то с первого раза воспринимает содержание учебника, а кому-то нужно многократно его объяснять?
Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).
Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному восприятию текста, а также тем, кто хотел бы сам писать книги так, чтобы быть правильно понятым, и тем, кто занимается редакторской работой."


И все это правильно, но мне кажется, что книга все же глубже подобного представления. Автор в ней поднимает вопросы, не только чтения, как такого, но и культуры вообще, и образования, в частности. Как и почему возник смысловой кризис, в котором мы сейчас оказались? Что можно было бы ему противопоставить? Что происходит с системой образования и можно ли с этим что-то сделать? Ну а чтение, точнее искусство чтения, как краеугольный камень происходящего. Наверное, каждый из этих вопросов тянет на самостоятельную полноценную книгу, но будучи увязанные вместе. они дают объемную картину происходящих в культуре процессов, делая понятным чрезвычайную важность освоения искусства чтения. И несмотря на то, что книга написана в 30-х годах, она становится только актуальнее и актуальнее с каждым годом. Правда, увы, время показало, что Адлер, как минимум, не победил в своей борьбе за культуру, хотя и смог сделать очень многое. В том числе и написал эту книгу.

Так какие же темы затрагивает Адлер?

- Причины, пути и последствия деградации системы образования вообще и гуманитарной составляющей в особенности
- Как и чем противостоять декультурации общества. К каким последствиям, в том числе и политическим, приведет подобная декультурация
- Практическая методика развития навыков правильного чтения
- Зачем, для чего и как читать книги, и особенно классические.

В последнем пункте я, наконец-то для себя, открыл смысл чтения "устаревших" классиков. И если с художественной литературой это было интуитивно понятно, то вот смысл чтения "исторической" научной литературы для меня был скрыт. А тут вот открыл «Мифологию» Э.Ланга и перечитал совершенно иными глазами. Не могу сказать, что прочел так, как призывает читать Адлер, но и даже так читать стало интересно и полезно, тогда как еще недавно жалко было потраченных на него денег.

2. Кто автор (из примечания к книге)



Мортимер Адлер (1902-2001) — американский философ, преподава­тель, редактор и популяризатор гуманитарного образования.
С 1930 по 1952 год он работал в Чикагском университете, где вместе со своим коллегой Р. М. Хатчинсом реорганизовывал учебные планы, чтобы расширить кругозор студентов в области гуманитарных наук. В этот период и было написано его известное эссе «Как читать книги» — первое издание вышло в 1940 году и дважды переиздавалось в оригинале.



Адлер много сделал для образовательной системы как редактор: вместе с Р. М. Хатчинсом был соредактором 54-томной серии Great Books of the Western World (1945-1952), в которую вошли книги, ока­завшие наибольшее влияние на западную культуру; составил к ней уникальный двухтомный указатель идей и понятий под названием «Синтопикон». Также он был главным редактором 20-томного изда­ния The Annals of America (1969). С 1974 по 1995 год Мортимер Адлер был председателем редакционного совета «Энциклопедии Британника» и начиная с 15-го издания (1974) произвел совместно с Хатчинсом пол­ную ревизию ее содержания.
Кроме того, Адлер организовал два научных института: в 1952 году - Институт философских исследований, а в 1990-м совместно с Максом Вайсманном — Центр изучения великих идей в Чикаго. Этот поистине великий человек привил миллионам людей вкус к чтению и стремление к самообразованию.

3. Чем и кому полезна

Сейчас книга полезна практически всем и особенно “озабоченным” повышением своего культурного уровня. И хотя, как у Поварнина, в книге, на первый взгляд, в основном речь идет о нон-фикшн-литературе, но это только на первый взгляд. По моему мнению книга Адлера о культуре и образовании вообще, в системном смысле, чтение же лишь инструмент.

Ну и в первой своей части книга будет очень полезна интересующимся проблемами образования. И хотя разбирается американское образования 40-60-х годов, но во-первых, тема совершенно не потеряла актуальности. А с учетом того, что многие негативные прогнозы Адлера сбылись, то, наоборот, актуальность проблематики только выролса. В том числе и для нас, так как наша система образования стремительно вестернизируется, причем, во многом, по американскому образцу.

4. Недостатки

Мне кажется главный недостаток этой книги в том, что она очень мало известна у нас. Ей самое место если не в школьной программе, то в институтской - точно. Причем для технических вузов особенно.

5. Вердикт

Глубокая, полезная и интересная книга. Написана легким и понятным языком. Буду перечитывать и конспектировать.


Posts from This Journal by “Книги” Tag


  • 1
Пост о книге заинтересовал, но потом я прочитала комментарии... Вобщем, засомневалась в пользе книги Адлера лично для себя. Но вы молодец, что написали о ней, она кому-нибудь все-таки, видимо, пригодится))

Интересно, а почему? Какие "из" вас смутили?

"Книга адресована тем, кто умеет читать только в одном из значений слова «чтение».
Смею надеяться, что я умею читать не только в одном значении слова "чтение". Простите, имеется филологическое прошлое))
Обе цитаты, приведенные вашим самым яростным оппонентом, показались мне одинаковыми по уровню легкости (или занудства) языка. Поэтому, думаю, что книга Адлера была бы действительно полезна тем, кто "узок" в чтении. Вопрос только в том, хотят ли они расширить свое "чтение"...
Хотя, пожалуй, мне интересна тема деградации системы образования. Для меня сейчас животрепещущий вопрос, как приучить ребенка читать вообще, хоть как-то... Чтобы слово "книга" вызывало горящий взгляд, а не скривленный рот))

Да, тема проблем системы американского образования в первой части проходит отдельной линией. Мне она была интересная сама по себе. А по "чтению" возможно вам будет интереснее Фостер http://dzeso.livejournal.com/675379.html , просто хотя бы из-за того, что у нас американская литература в принципе обычно не очень известна. Но образование у меня техническое, поэтому о том, что может быть интересно "филологу" мне сложно судить :)

Каждый раз радуюсь, когда "технари" читают хорошие книжки))
Спасибо за ссылку, обязательно посмотрю.

  • 1