?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Аронсон Э., Пратканис Э. — Эпоха пропаганды
Солнечно
dzeso


Уже и не помню как «Эпоха пропаганды» ко мне попала. Просто в какой-то момент она самозародилась в папке «На чтение» с пометкой «не по теме» и через полгода ожидания и до нее дошла очередь. Ни кто авторы, ни о чем — не знал, ровно, как и о том, в каком контексте решил читать. Поэтому открывал «Эпоху пропаганды» с любопытством и с чистого листа, немного опасаясь, что это будет либо «гомеопатия» а-ля Кара-Мурза, либо что-то в духе «бизнес-литературы» о том, как достичь успеха не приходя в сознание. Рад, что книга не оказалась ни тем, ни другим. А чем? Это хороший, западный, научпоп по социальной психологии, может быть не очень «глубокий», зато добротный и доходчивый.

1. О чем книга

«Эпоха пропаганды» книга о механизмах влияния на социум. Так как написана она во многом на базе учебных курсов для западных студентов, то, естественно, акцент сделан на механизмах массового влияния (Пропаганда, PR, реклама). Предисловие к книге написал некий Е.Н. Волков, и в принципе, если не смотреть биографию, то он кажется «городским сумасшедшим», неясно как пробравшимся на страницы книги, чтобы прорекламировать себя и метод Г.А. Шичко. И если эту часть книги еще можно пропустить, то от влияния личности Волкова избавиться, увы, не удастся, так как выступает не только издателем, но и переводчиком. В результате, например, привычные нам «СМИ» (средства массовой информации), стали «СМК» (средства массовой коммуникации). И тут не суть важно, какой из терминов вернее, хотя мне кажется, когда речь идет о влиянии, то все же это скорее однонаправленное воздействие, то есть СМИ, тогда как СМК подразумевает диалог, утрата которого и беспокоит авторов книги. Вот только Волкова это не «парит» ни коим боком, он, вообще, демонстрирует классический образ отечественного интеллигента из «Записок из подполья» Достоевского:


  • «А впрочем: о чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием?

  • Ответ: о себе.

  • Ну так и я буду говорить о себе».


Вот и Волков в предисловии к чужой книге рассказывает о себе, рекламирует свои методики и переводит не так, как будет понятно читателю, а так, как будет «правильно».
Но вернёмся к книге. В ней, на американский манер (то есть нудновато, не концентрировано и с повторами) рассказываются дельные и конкретные вещи о пропаганде. В конце поста, для иллюстрации содержания, я приведу оглавление, но повторюсь: «Эпоха пропаганды» хороший, качественный научпоп по социальной психологии, и не только, так как авторы рассказывают (или, возможно, вернее — показывают) еще и как сформировалось современное общество массовой культуры. Увы, любителям заговоров, скорее всего, будет неинтересно читать, что за всем стоят не гебня с Ротшильдами, и не сионизм во главе с Обамой, а вполне себе понятные закономерности развития. Поэтому желающим мир улучшить, мало понимать технологии «прямого» воздействия, но хорошо бы еще знать базис и тренды развития, «улучшаемого» общества. А без этого может получиться, как у соседей: когда вроде что-то поменяли, но вот что и в какую сторону, так и остается открытым вопросом.

Ну и второй момент, призывая к критическому мышлению, к сопротивлению навязанной пропаганде, тем не менее сами авторы демонстрируют то, что сами находятся под действием стандартные западные пропагандистских клише. Например, через книгу референтом проходит уравнивание коммунизма и фашизма, Гитлера и Сталина. Тогда как маккартизм, как политическое явление, не упоминается вообще, а сам Джозеф Маккарти упоминается всего четыре раза, причем вполне нейтрально. Но при этом авторы сетуют, на то, что демократия в опасности, и от честных людей скрывают правду.

2. Кто автор


Энтони Пратканис

«Энтони Пратканис — профессор психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, где он изучает и преподает социальную психологию, социальное влияние и методы ослабления предрассудков. Профессиональная экспертиза доктора Пратканиса затребована и государственными, и частным компаниями. Например, его свидетельские показания о сублиминальном убеждении на судебном процессе против компании звукозаписи CBS Records и рок-группы Judas Priest были определяющими для победы защиты в данном деле».


Эллиот Аронсон

«Эллиот Аронсон — профессор-исследователь психологии в Университете Калифорнии, Санта-Круз, и приглашенный профессор психологии в Стэнфордском Университете. Его исследования по проблемам убеждения, социальной аттракции, уменьшению предрассудков и по когнитивному диссонансу представляют собой одни из самых важных, плодотворных и новаторских экспериментов, проведенных в области социальной психологии. Доктор Аронсон — автор многих книг, включая «Мозаичный класс» (The Jigsaw Classroom) «Методы исследования в социальной психологии» (Methods of Research in Social Psychology) «Социальное животное» (The Social Animal) и «Некого будет ненавидеть» (Nobody Left to Hate)»

3. Чем и кому полезна

Книгу стоит прочесть любому, кто хоть отчасти интересуется политикой. Неуверен, что она сможет отрезвить миньонов навального, но для остальных даст и понимание, и определенный инструментарий для более адекватного восприятия действительности.

4. Недостатки

Много воды и повторов. Иногда даже начинает дежавю мучить, вроде как новая страница, а ты откуда-то знаешь ее содержимое почти дословно. Ну и читая, надо помнить, что сами авторы находятся и под прессингом американской пропаганды, и в рамках свободы слова, где шаг в сторону приравнивается к побегу, а прыжок на месте — к провокации.

5. Вердикт

Стоит и читать, и прорабатывать, если хочется не просто что-то «понимать», но и есть желание оказывать какое-то влияние на общество.


6. Содержание

Аннотация
Об авторах
Отзывы о книге
Масса и время в убеждении (пятая и шестая стратагемы влияния, 45-я техника убеждения) (предисловие научн. ред. Е. Н. Волкова)
Предисловие к русскому изданию
Почему мы написали эту книгу
1. Наша эпоха пропаганды
Перепроизводство влияния
Рост постиндустриальной пропаганды
Различие между пропагандой и честной дискуссией
Цели этой книги
ПСИХОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО УБЕЖДЕНИЯ
2. Таинственное влияние
Миф № 1: Магические пули
Миф № 2: Благоразумный гражданин
Закон когнитивной реакции
3. Обезмысливающая пропаганда, вдумчивое убеждение
4. Рационализирующее животное
5. Четыре стратагемы влияния
ПРЕД-УБЕЖДЕНИЕ: ПОДГОТОВКА СЦЕНЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ
6. Влиятельные слова
7. Картинки в наших головах
8. Саддам Хуссейн: Гитлер Багдада?
9. Убеждение вопросами
10. Власть отманок
11. Психология фактоидов
НАДЕЖНОСТЬ КОММУНИКАТОРА: РЕАЛЬНАЯ И СФАБРИКОВАННАЯ
12. Коммуникатор, заслуживающий доверия
13. Завтрак для чемпионов — суррогатная пища нашего «я»
14. Как убеждать, когда вам не доверяют, считают лжецом и недолюбливают?
15. Фабрикация доверия
16. Боксер-финалист убивает 11 человек одним своим видом: влияние СМК-моделей
СМЫСЛ И ЕГО ПРЕПОДНЕСЕНИЕ
17. Упаковки
18. Себе-реклама
19. «Голые» чердаки и соседи — герои войны: яркая образность в коммуникации
20. Почему без конца повторяется одна и та же реклама?
21. Если нечего сказать — отвлекайте внимание аудитории
22. Если хочешь получить дюйм, иногда следует просить милю!
23. Идеал Протагора, или Всесторонняя дискуссия versus односторонняя дутая реклама
АПЕЛЛЯЦИИ К ЭМОЦИЯМ: ВЗВОЛНУЙТЕ СЕРДЦЕ, УБЕДИТЕ РАЗУМ
24. Чары страха
25. Техника гранфаллуна
26. Вина — навязчивая мошенница
27. Велико ли влияние одного подаренного цветка?
28. Помолвленное сердце
29. Что проповедуешь, то и практикуешь
30. Психология дефицита и мистика фантомов
КОГДА ИНФОРМИРОВАНИЕ ТЕРПИТ ФИАСКО: ВЫЗОВ ПРОПАГАНДЫ ОБЩЕСТВУ
31. Просвещение или пропаганда?
32. Что становится новостями?
33. О неэффективности информационных кампаний
34. Сублиминальная магия: кто кого прельщает?
35. Убеждение без посредников
36. Как стать лидером культа
37. Пропаганда в Третьем рейхе: аргументы против неуверенности
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТАКТИКАМ ПРОПАГАНДЫ
38. Вооружен ли тот, кто предупрежден? или Как по-настоящему сопротивляться пропаганде
39. Что мы можем сделать для нейтрализации пропаганды
40. Дети Пейто
Примечания
Индекс
Об авторах




Posts from This Journal by “Книги” Tag


promo dzeso september 6, 2016 15:11 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Фотография с фестиваля аргентинского танго "Ночи Милонгеро 2016". Москва. (Samsung nx300 + Samsung 45mm f/1.8 NX) В который раз, разговаривая со знакомыми о танго, спотыкаюсь о странные мужские стереотипы типа: "танцы не мужское занятие", "для танго нужны…

  • 1
это похоже на Роберт Чалдини "Психология влияния" или Эрик Берн - "Игры в которые играют люди" и "Люди которые играют в игры" ?

Полезная книга, но воды действительно хватает)

  • 1